Консультация № 187525
27.08.2013, 14:00
540.47 руб.
0 3 1
Уважаемые эксперты! Пожалуйста помогите, сделайте задание:
Задание..

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
27822
2370
30.08.2013, 01:09
общий
Дайте ссылку на учебник или методичку.
Неизвестный
30.08.2013, 16:30
общий
Цитата: SFResid
Дайте ссылку на учебник или методичку.


Ссылка.
давно
Мастер-Эксперт
27822
2370
03.09.2013, 02:53
общий
это ответ
Здравствуйте, Генадий!
К РАЗДЕЛУ 3 (ответы на вопросы выделены жирным):
1. Выскажите мнение о верности суждений:
а) "познание есть рефлексия" - неверно; имеются (по Локку, и Лейбницу) два источника познания - чувства и рефлексия.
б) Предметы должны сообразовываться с нашим познанием, а не наоборот - утверждение вообще не имеет смысла без определения понятия "предмет". Например, в одной фразе: "если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого предмета останется то, что уже ни в каком смысле не может стать предметом знания" слово "предмет" употребляется в 2-х разных смыслах.
в) Познание детерминировано уровнем развития общества. "Процесс познания детерминирован социокультурными факторами" - один из основных тезисов диалектико-материалистической гносеологии.
2. Распределите высказывания в соответствии с эволюцией форм и уровней отражения:
а) В этом году погиб весь урожай зерновых.
б) Применение нового лекарства позволяет быстрее лечить грипп.
в) Стихи этого поэта отражают мое настроение.
г) Образование залежей каменного угля.
д) Собака лает, приветствуя хозяина
е) Сейчас мне не очень холодно.
1. д; 2. е; 3. в; 4. а; 5. б; 6. г.
3. Дайте анализ и оценку следующих высказываний о соотношении образа и объекта:
а) Объект - это и есть образ, совокупность ощущений - Э. Мах, Р. Авенариус и др. открыто не отрицают существование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Материя, вещь, предмет, по их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их..
б) Образ есть полная копия объекта - образ не есть полная копия объекта, но между ними существует соответствие, в идеальном случае достаточное для однозначной идентификации объекта по данному образу.
в ) Между объектом и образом нет ничего общего, отношение между ними устанавливается условно - неверно, см. оценку предыдущего высказывания.
г) Образ, с одной стороны, определяется объектом, зависит от него, с другой стороны, зависит от субъекта и его развития - верно.
4. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим? Можно.
5. Назовите философские течения и их представителей, принципами которых являются следующие:
а) Все наше знание имеет источник в разуме человека - рационализм; представители рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
б) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувстве - сенсуализм.
в) Источник нашего знания - в интуиции - интуитивизм; представитель - Н.О. Лосский.
г) Всё наше знание - из практической деятельности. Не всё. Теоретические знания часто предшествуют их практическому использованию. Однако критерием истинности является практика.
д) Источник человеческого знания - Космос. Это скорее мифология. Хотя Платон в одном из "Диалогов" объясняет способность к логическим умозаключениям тем, что "все знания заключены изначально в бессмертной душе. но при рождении человек их забывает; надо только вспомнить или напомниить"
6. Проанализируйте каждое из этих предложений, выберите правильное и обоснуйте свой выбор:
Нет ни истинных, ни ложных суждений, "истинно" и "ложно" - лишь названия - неверно, истинность или ложность конкретного суждения поддаётся проверке.
Все высказывания или суждения только истинные, либо только ложные - неверно; если какое-либо суждение истинно, то суждение, его отрицающее, ложно.
Каждое суждение или истинно или ложно в строго определенном отношении - верно.
7. назовите философские направления, принципами которых являются следующие:
а) все абсолютно, нет ничего относительного - теизм, детерминизм.
б) Все относительно, нет ничего абсолютного - релятивизм.
в) Есть абсолютное и относительное, но они присущи разным вещам - диалектика.
г) Все абсолютно и относительно в разных аспектах - диалектика.
8. "Творческое воображение - это конструктивный процесс с помощью которого являются на свет, обогащая его, новые мысленные объекты". (М. Бунге. Интуиция и наука). Как вы думаете, относится это определение Бунге только к объективно истинным понятиям, идеям или к любым, в том числе, к мистическим, религиозным? К любым.
9. "На мой взгляд, не существует такой вещи, как индукция. Так, вывод теории из единичных утверждений, которые "верифицированы опытом", логически недопустим" (К. Поппер). Прав ли философ? Да. Нет. Почему? Нет; в науке под выражением "верифицированы опытом" подразумевается подтверждение, достаточно многократное, чтобы вероятность "исключения из правила" стала исчезающе малой.
10. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием? Да.
11. Из всех высказываний выберите верные. Обоснуйте ответ.
Всякая гипотеза приводит к новой теории - не всякая.
Настоящая научная теория не нуждается в гипотезах - если некая научная теория основана на гипотезах, то это не мешает ей быть "настоящей".
Теория состоит из большого числа гипотез - небольшого; к тому же проверенных; к тому же не только из гипотез.
Только проверенная гипотеза приводит к новой теории - верно.
Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию - верно.
12.Какое из приведенных ниже определений "факта" верно?
а) Факт - это предложение, фиксирующее эмпирическое знание.
б) Факт - это фрагмент действительности, попавший в сферу познания субъекта.
в) Относительно целостная система элементов бытия.
г) Группа относительно устойчивых ощущений и восприятий субъекта.
д) Явление материального и духовного мира, ставшее достоверным для нашего сознания.
Строго говоря, согласно законам логики, определение не может быть верным, или неверным: определение принимается условно, после чего становится возможным проверить, подходит ли под него некоторый объект. Но в данном случае наиболее продуктивным следует считать определение д); оно позволяет множеству индивидуумов с наибольшей достоверностью убедиться, что они обсуждают один и тот же факт.
13.Многие методологи науки в качестве критериев научного знания выдвигают следующие:
а) Обязательная воспроизводимость эксперимента.
б) Повторяемость наблюдения.
в) Независимость знания от личности ученого.
Можно ли эти критерии считать обязательными для всех наук? Только для естественных.
14. Какое философское направление выражают данные высказывания? Можно ли согласиться с философами?
а) "предметом научного исследования и познания могут быть только принципиально наблюдаемые объекты". "Позитивизм". Однако, современные теории часто оперируют принципиально НЕнаблюдаемыми (виртуальными, мнимыми и пр.) объектами.
б) "нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве" - "сенсуализм". Но интеллект может оперировать абстракциями, не поддающимися никакому чувственному восприятию (многомерные пространства, бесконечные множества и пр.).
15.Примером какого философского направления являются следующие слова? Можно ли согласиться с автором?
"Мир есть совокупность фактов, а не вещей. Факты в логическом пространстве суть мир. Мир распадается на факты. То, что имеет место, что является фактом - это существование атомарных фактов. Атомарный факт есть соединение объектов (вещей, предметов). Атомарные факты независимы друг от друга" (Л. Витгенштейн). Неопозитивизм. "Витгенштейн, а за ним и другие неопозитивисты замыкаются в границах языка как единственной непосредственно доступной реальности. Мир выступает для них лишь как эмпирическое содержание того, что мы о нем говорим. Его структура определяется структурой языка, и если мы можем как-то признать мир независимым от нашей воли, от нашего языка, то лишь как нечто невыразимое, «мистическое»." (см. тут)
16. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности? В действительности любой вопрос имеет смысл, если точно сформулировано, какие факты предполагается (или не предполагается) наблюдать при точно сформулированных конкретных внешних условиях.
17.Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность. Не обязательны: Простота. Опровержимость. Объяснительная сила. Завершенность. Прочие обязательны.
18.Найдите правильные ответы о функциях научной теории.
а) Задача теории - классифицировать объекты науки.
б) Теория должна описывать явления природы и общества.
в) Цель всякой теории - объяснение явлений.
г) Главная задача теории - предсказание новых событий или явлений.
д) Цель теории - просто и экономно изложить эмпирические данные. Ответ: г). Суждения, не удовлетворяющие этому условию (например, "объяснение" причины грома "столкновением туч"), тоже можно назвать "теориями", но такие "теории" ненаучны.
19.П. Фейерабенд утверждает, что наука иррациональна, она основана на мифах, если под мифами понимать непроверяемые сказания постулаты. Имеются ли различия между мифологией и наукой? В самом деле, научные теории основаны на постулатах, сразу не поддающихся непосредственной проверке и нередко поначалу кажущихся противоречащими "здравому смыслу" (напр., что Земля имеет форму шара). Тем не менее, если получаемые на основе этих постулатов выводы совпадают с наблюдаемыми фактами, то этим проверяется и справедливость самих постулатов. Мифы же обычно опровергаются более корректными наблюдениями (если вообще поддаются какой бы то ни было проверке).


Или см. решение в прикреплённом файле
Прикрепленные файлы:
Форма ответа