Консультация № 181606
25.12.2010, 20:25
67.86 руб.
0 14 2
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу Вас ответить на следующие вопросы:
1.Раскройте механизмы влияния природно-климатического фактора на особенности исторического развития России.
2.Объясните механизм становления государства.
3.Можно ли вслед за сторонниками норманской теории считать, что варяги принесли государство на Русь? Ответ аргументируйте.
4.Почему установление контроля над путем "из варяг в греки" заставляло киевских князей завоевывать территории близлежащих союзов племен.
5.Почему Александр Невский выбрал курс на сотрудничество с Золодной Ордой и борьбу против западных агрессоров но не на оборот? Сформулируйте и аргументируйте не менее трех причин.
6.Почему в Новгородской республике к XIV-XV векам власть вече неизбежно переходит к Совету Господ?
7.Почему Иван IV был вынужден проводить политику по дальнейшему закрепощению крестьян? В чем это выражалось?
8.Почему Иван IV был вынужден отменить опричнину? Как Вы оцените итоги опричной политики? Приведите необходимые аргументы.
9.Какой ценой российское общесто и государство вышло из "Смуты"? Какие это имело последствия?
10.Почему дворяне в конце XIV - начале XVII веков выступали против системы "урочных лет"? Какие требования они предъявляли государству?
Уважаемые эксперты, ответы могут быть краткими, но точными. Самому искать времени нет, 3 дня конца зачетной недели, ещё другие долги есть. Помогите пожалуйста, заранее большое спасибо!

Обсуждение

давно
Профессор
230118
3054
25.12.2010, 22:13
общий
это ответ
Здравствуйте, Дмитрий Олегович!

1. Точнее всего об этом сказал историк Соловьев: "Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкою страсти, он может оказать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительно. Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит последнего всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоположным. С другой стороны, роскошная, щедрая природа, богатая растительность, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, к общественным увеселениям, что могущественно действует на отношения двух полов: в народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к искусству, общественным увеселениям, - в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин. Но среди природы относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате, относительно суровом, среди народа, постоянно деятельного, занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному; стремление к искусству, к украшению жизни слабее, общественные удовольствия материальнее, а все это вместе, без других посторонних влияний, действует на исключение женщины из общества мужчин, что, разумеется, в свою очередь приводит еще к большей суровости нравов."
2 По словам Монтескье, государство - это общественный договор.
История становления русской государственности берет своё начало от «призвания Рюрика на княжение». Существует две версии о происхождение Рюрика. Одни считаю его норманном, другие - славянином. С моей точки зрения не особо важно кем был Рюрик, важно другое, то что с его княжения пошла русская государственность. Летописец Нестер пишет, что новгородцы отправили за море посольство, к варягам, что бы сказать им - «Земля наша Велика, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик, и его братья Синеус и Трувор, согласились княжить над людьми русскими. Про времена правления Рюрика история не сохранила нам каких либо особых подробностей.
3.Историки уже давно едины в мнении о вымышленности двоих братьев-варягов - Трувора и Синеуса. "Рюрик сине хус трувор" означает в переводе с древнешведского "Рюрик с домом и дружиной". Сказители, донёсшие до летописца предание о призвании варягов, приняли непонятно звучавшие слова за личные имена, благодаря чему Рюрик "обзавёлся" двумя братьями. Но вот историчность самого Рюрика большинство историков не отрицает, тем более что варяжский конунг (военный вождь) с таким именем известен в IXв. по скандинавским источникам.
Споры о происхождении первых князей не должны, однако, заслонять от нашего внимания другое: является ли призвание варягов началом сеществования государства? Поразмыслим: варягов приглашают на княжение,Расселение славян следовательно, приглашающим эта форма уже известна. Если так, то, значит, не варяги принесли на Русь деление общества на дружинников и простых общинников и горожан. Варяжские князья, судя по летописи, начинали править в уже существующих городах.
4. Путь "из варяг в греки" имел несколько разветвлений и проходил по большому количеству земель. Племена, жившие там, могли воспрепятствовать проезду русских купцов. Через 19 лет после похода по Днепру к морю варяжских дружин Аскольда и Дира князь Олег в 882 году предпринимает новый поход. Это уже не разведка и не торговое предприятие. Это продуманное мероприятие по государственному устройству народов, проживающих вдоль Днепра. Одна из задач - полный контроль над Великим водным путем и варяг в греки, т.е. контроль за торговлей между севером и югом.
5 Александр Невский выбрал курс на сотрудничество с Золотой Ордой, потому что
1) Римский папа предлагал одновременно великому монгольскому кагану Гуюку и кня­зю Александру перейти в католическую веру, что означало подчинение Риму.
2) Он был побратимом сына Батыя — христианина-несторианина Сартак
3) Религиозная терпимость Золотой Орды
6 Традиционной является точ­ка зрения, что в вече могло принимать участие все свободное мужское население города, которое сходилось по звону вечевого колокола. В Новгороде вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой сто­роне города или на Софийской площади. Памятники донесли известия о многочисленных стычках между новгородцами, происходившими на вече. Всем этим све­дениям, а также многочисленным упоминаниям документов о присут­ствии на вече не только «лучших», но и «черных» людей противоречат данные, полученные В. Л. Яниным в результате археологических рас­копок на месте Ярославова дворища. Установив, что вечевая площадь могла вместить по своим размерам не более 500 человек, он предпо­ложил, что на вече присутствовали примерно по 100 представителей от каждого конца Новгорода, и уже в XIV в. боярство узурпировало представительство «черных» людей. Очевидно, что на начальной ста­дии существования Новгородской республики вече, представляя все слои городской общины и защищая их интересы, проводило полити­ку, направленную на ограничение княжеской власти. Постепенно же власть боярства усиливается, вече становится менее представительным, и к XV в. оно уже превращается к орган, через который боярская оли­гархия проводит свои решения.
7 В России закрепилась поместная система - выделение служилым людям земель, однако без крестьян выдача земли была бесполезной - свободные крестьяне могли переходить от хозяина к хозяину или вообще уйти в другое место. Форсирование централизации и утверждение самовластия путем опричного террора и разорения страны привели к губительным последствиям. В стране разразился тяжелейший
экономический кризис, усилению которого способствовали и поражение в Ливонской войне 1558-1583гг., и эпидемия чумы начала 70-х годов XVI в. Хозяйственная разруха, вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускорила процесс становления крепостного права в государственном масштабе, причем в очень жестких формах.
8 Мероприятия опричнины, направленные на усиление личной власти Грозного, осуществлялись варварскими методами. Ликвидировав в конечном счете политическую раздробленность, опричнина вызвала крайнее обострение противоречий. Кроме этого, опричное войско не смогло защитить столицу от татар, и она в 1571 г. была разграблена.
В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась небоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными.
В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений, завоеванные территории утеряны. В целом, результаты опричнины были трагичны для России. Начался хозяйственный кризис. Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. Опричный террор повлиял и на положение русского дворянства, привел к деспотическому режиму, при котором дворяне являются холопами самодержца.
После сожжения Москвы в 1571г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины.
9 Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века.
10 Урочные лета — в России XVI-XVII вв. 5, 15 летние и другие сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Дворяне требовали бессрочного срока розыска крестьян.
5
Отличный ответ, четкий и оперативный. Огромное спасибо!
Неизвестный
25.12.2010, 22:29
общий
это ответ
Здравствуйте, Дмитрий Олегович!
Кратких и точных ответов на такое большое количество вопросов дать очень сложно. Попробую дать ответы на некоторые вопросы.
Вопрос 1.
География - важнейший фактор, определяющий экономическое, политическое, культурное и историческое развитие того или иного народа. Понять, почему русские по характеру стали именно такими, какие они есть сейчас невозможно, не рассмотрев географический ландшафт, в котором мы живем. География определила характер русского народа и исторический путь развития, которым пошла Русская Цивилизация. Русские, в отличие от многих других народов, не были зажаты морями, непроходимыми горными кряжами, другими нациями и могли свободно осваивать новые территории. Такая географическая причина обусловила факт, что русские приняли экстенсивную цивилизационную модель, в отличие от, например, европейцев или японцев, которые, в силу географии места обитания, были вынуждены развиваться интенсивно. Известно, что географическое положение страны оказывает влияние на характер народа, проживающего на ее территории. Россия, места, где формировался русский этнос, раскинулись с севера на юг от Архангельска до Кавказа, и, следовательно, в составе русского генотипа присутствуют как горячие казацкие нравы, выраженные в лихих танцах и джигитовке, так и степенность севера, выраженная в неспешных хороводах и протяжном народном пении. Географическое положение России обеспечило наличие в нашем народе такое сочетание черт характера, которое немыслимо у народов, умеющих небольшую географическую территорию расселения.
Более подробно можно почитать здесь и здесь.
Вопрос 4.
Читая скудные свидетельства летописи, мы видим, что главная деятельность князей направлялась на то, чтобы: 1) объединить русские племена и создать на Руси единое государство; 2) устроить как можно выгоднее торговые сношения с соседями и обезопасить торговое движение к иноземным рынкам и 3) оборонить Русь от внешних врагов.
. Подробнее здесь и здесь
Вопрос 5.
Исследования историками политической обстановки того периода говорят о том, что разоренным и погрязшим в нищете и феодальной раздробленности русским князьям было практически не возможно собрать какое - нибудь войско, чтобы оказать достойное сопротивление татаро-монголам. Вместе с тем, не миновала угроза нового нашествия западного противника. В данной ситуации Александр выступает, “как правитель обескровленной, разоренной татарами владимирской земли.”Необходимы были другие варианты решения этой проблемы.
Он был одним из первых русских князей, который в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя.

Подробно здесь
3
Неизвестный
26.12.2010, 12:15
общий
Ну насчет Александра все просто, кроме его написанного парой столетий позже "жития" источников толковых о нем и нет, и поэтому стоит исходить чисто из политических факторов, во первых про "притеснения народа" вы в 13 веке вряд ли кому бы объяснили, так как скинхэдов с обрезками арматуры по полям и весям тогда еще не бегало, и такого понятия как "русский народ" попросту не существовало, для князя в "иностранцах" ходили все не принадлежащие к его княжеству, затем стоит отметить что ордынская знать в этих же княжеских глазах имела столь же легитимный статус как и русская, на вотчину князя ордынцы не претендовали, (Александр то князь новгородский, куда татары не дошли да и не собирались видимо), а на обиды "черного люда", да еще в чужих владениях власть имущим как до лампочки ильича. А ордынцы просто пришли и попросили пойти под руку ихнего пахана, и отстегивать башли, что в феодальной тусовке бесчестием и поражением отродясь не считалось, как говориться у кого больше "быков" тот и пахан. Так что князь сохранил имущество, положение, не потерял лицо, да еще видно неплохо погрел руки на сборе дани со всея руси...

Теперь рассмотрим противную сторону, культурную и просвещенную европу так сказать. Хоть нам грязным азиатам лезть туда должно быть стыдно и неповадно. Но князю то видать доносили о ходе просвещения темных жмудин христолюбивыми братьями благочестивых монашеских орденов, в результате которого означенные жмудины куда то все подевались, а на их месте нарисовались онемеченные поселенцы, в общем геноцид и лохокост именем христа творили соседи наши западные.
Кроме того князю по положению должно быть известно в какой позе перед патером римским стоит вся папежная европейская знать, и трудно заподозрить князя в нестандартных предпочтениях и желании принять означенную позу.

Затем учтем еще позицию второй власти, пастырей значимо наших, призванных вести нас темных в коммунизм, упс, сад эдемский. Эти под нехристями жили совсем неплохо, благо Чингис хан был с уклоном в агностицизм, и божьих слуг повелел не лапать. Если же вспомнить что для любой христовый служитель готов отнестись с смирением и пониманием скорее к нехристям чем к собственным конкурентам которые не так крестятся не туды молятся и десятину тоже не тому пахану сдают, учитывая что христианцы уже тогда прочно ухватились за кормило государственной власти выбора у нашего героя вообще не остается...

Вот поэтому то князь регулярно ездил в орду поганую на поклон, где над ним несомненно жестоко издевались заставляя учавствовать в пирах и разврате, а заезжих европейских гопников столь же регулярно бил в закованные в железо рыла...
давно
Профессор
230118
3054
26.12.2010, 12:27
общий
Замечательный ответ, преподавателя и особенно преподавательницу придется нести с экзамена прямо в скорую помощь. Инфаркт микарда гарантирован.
Неизвестный
26.12.2010, 13:27
общий
Адресаты:
Ну можете перевести на оффициальный язык, токо это неинтересно получится, и совсем не так колоритно.
Если по делу то я перечислил только факты и против формальной логики тоже не согрешил... Или вы сторонница божественной сущности мирской власти?

Кстати именно в таком ключе я с преподом по истории и общался, в результате автомат по отечественной истории.
давно
Профессор
230118
3054
26.12.2010, 13:34
общий
Если по сущности, ответ с моим совпадает. В процессе поиска ответов наткнулась на "Кто победил на Чудском поле?".
Оказывается да, единственный источник его дел - житие, и сценаристы советского фильма тоже по нему шли. В общем, все было не так, как в школе учили.
Неизвестный
26.12.2010, 13:45
общий
Про теорию нурманнскую мудреную тоже очень интересный спрос, когда читаешь как пришло к нам пару князьков "малой дружиной",буквально за пару десятков лет создало государственность да отправилося царьград воевать уже "столько лодей что море затмили" и взяли кесаря цареградского на понты так что он даже на стрелку не вышел откупившись таким количеством бабла и шмоток что лодии те еле обратно приплыли... вот такой значится кесарь нежадный оказался...

По всему видно что размножались те самые гости нурманские не иначе подобно эшерихии колли, делением... а государственность во время этого процесса сама построилась...
Неизвестный
26.12.2010, 13:50
общий
Адресаты:
причем тут чудское поле? в школе учат как текущему политическому режиму выгодно, кого надо сделают героем, кого не надо в грязи вываляют, а по сути и невская битва, и достопамятное побоище не более чем мелкие стычки, обратите внимание на количество бойцов, наши западные друзья в экспансии на новгород больше уповали на экономические рычаги, ни о какой полномасштабной военной экспансии речи не шло, но это им обломал Ваня Грозный, просто вырезав сепаратистов желающих вольной республики и сближения с Ганзой...
давно
Профессор
230118
3054
26.12.2010, 13:54
общий
Когда врут учебники истории. Прошлое, которого не было
Андрей Балабуха
там тоже много интересного
Неизвестный
26.12.2010, 14:07
общий
Адресаты:
Читал, впрочем считаю что учебники истории редко врут, а то так недолго и до Фоменковщины докатиться, скорее дело в интерпретации, но для человека способного к простейшим мыслительным операциям и без шор на глазах это небольшая проблема. Мне вот лично очень нравится Карамзин, по нему хотя бы ясно в чей огород смотрит, монархист и великодержавник, впрочем как и я. А современные авторы... тут как бы грубых нехороших нелитературных слов не наговорить...
Неизвестный
26.12.2010, 14:09
общий
Особенно если автор пишет учебник истории периодически заглядывая в "конвенцию о правах граждае евросоюза и сша" да еще западник по натуре и либераст по убеждениям...
давно
Профессор
230118
3054
26.12.2010, 14:15
общий
"Доказывает нам, без всякого пристрастья Необходимость самовластья И прелести кнута" А.С.Пушкин
Неизвестный
26.12.2010, 14:19
общий
Адресаты:
ну пииту нашему с барского то места явно было виднее, кнут необходим как данность, ибо некоторые двуногие словами не внемлют...
Неизвестный
26.12.2010, 14:22
общий
Для сравнения, самовластью, чтобы довести страну в сanalis analis потребовалось сначала 200 лет потом 300 потом 70 а дерьмократия без вопросов за десяток лет управляется, в промежутках%)
Форма ответа