25.12.2010, 22:13
общий
это ответ
Здравствуйте, Дмитрий Олегович!
1. Точнее всего об этом сказал историк Соловьев: "Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкою страсти, он может оказать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительно. Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит последнего всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоположным. С другой стороны, роскошная, щедрая природа, богатая растительность, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, к общественным увеселениям, что могущественно действует на отношения двух полов: в народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к искусству, общественным увеселениям, - в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин. Но среди природы относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате, относительно суровом, среди народа, постоянно деятельного, занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному; стремление к искусству, к украшению жизни слабее, общественные удовольствия материальнее, а все это вместе, без других посторонних влияний, действует на исключение женщины из общества мужчин, что, разумеется, в свою очередь приводит еще к большей суровости нравов."
2 По словам Монтескье, государство - это общественный договор.
История становления русской государственности берет своё начало от «призвания Рюрика на княжение». Существует две версии о происхождение Рюрика. Одни считаю его норманном, другие - славянином. С моей точки зрения не особо важно кем был Рюрик, важно другое, то что с его княжения пошла русская государственность. Летописец Нестер пишет, что новгородцы отправили за море посольство, к варягам, что бы сказать им - «Земля наша Велика, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик, и его братья Синеус и Трувор, согласились княжить над людьми русскими. Про времена правления Рюрика история не сохранила нам каких либо особых подробностей.
3.Историки уже давно едины в мнении о вымышленности двоих братьев-варягов - Трувора и Синеуса. "Рюрик сине хус трувор" означает в переводе с древнешведского "Рюрик с домом и дружиной". Сказители, донёсшие до летописца предание о призвании варягов, приняли непонятно звучавшие слова за личные имена, благодаря чему Рюрик "обзавёлся" двумя братьями. Но вот историчность самого Рюрика большинство историков не отрицает, тем более что варяжский конунг (военный вождь) с таким именем известен в IXв. по скандинавским источникам.
Споры о происхождении первых князей не должны, однако, заслонять от нашего внимания другое: является ли призвание варягов началом сеществования государства? Поразмыслим: варягов приглашают на княжение,Расселение славян следовательно, приглашающим эта форма уже известна. Если так, то, значит, не варяги принесли на Русь деление общества на дружинников и простых общинников и горожан. Варяжские князья, судя по летописи, начинали править в уже существующих городах.
4. Путь "из варяг в греки" имел несколько разветвлений и проходил по большому количеству земель. Племена, жившие там, могли воспрепятствовать проезду русских купцов. Через 19 лет после похода по Днепру к морю варяжских дружин Аскольда и Дира князь Олег в 882 году предпринимает новый поход. Это уже не разведка и не торговое предприятие. Это продуманное мероприятие по государственному устройству народов, проживающих вдоль Днепра. Одна из задач - полный контроль над Великим водным путем и варяг в греки, т.е. контроль за торговлей между севером и югом.
5 Александр Невский выбрал курс на сотрудничество с Золотой Ордой, потому что
1) Римский папа предлагал одновременно великому монгольскому кагану Гуюку и князю Александру перейти в католическую веру, что означало подчинение Риму.
2) Он был побратимом сына Батыя — христианина-несторианина Сартак
3) Религиозная терпимость Золотой Орды
6 Традиционной является точка зрения, что в вече могло принимать участие все свободное мужское население города, которое сходилось по звону вечевого колокола. В Новгороде вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой стороне города или на Софийской площади. Памятники донесли известия о многочисленных стычках между новгородцами, происходившими на вече. Всем этим сведениям, а также многочисленным упоминаниям документов о присутствии на вече не только «лучших», но и «черных» людей противоречат данные, полученные В. Л. Яниным в результате археологических раскопок на месте Ярославова дворища. Установив, что вечевая площадь могла вместить по своим размерам не более 500 человек, он предположил, что на вече присутствовали примерно по 100 представителей от каждого конца Новгорода, и уже в XIV в. боярство узурпировало представительство «черных» людей. Очевидно, что на начальной стадии существования Новгородской республики вече, представляя все слои городской общины и защищая их интересы, проводило политику, направленную на ограничение княжеской власти. Постепенно же власть боярства усиливается, вече становится менее представительным, и к XV в. оно уже превращается к орган, через который боярская олигархия проводит свои решения.
7 В России закрепилась поместная система - выделение служилым людям земель, однако без крестьян выдача земли была бесполезной - свободные крестьяне могли переходить от хозяина к хозяину или вообще уйти в другое место. Форсирование централизации и утверждение самовластия путем опричного террора и разорения страны привели к губительным последствиям. В стране разразился тяжелейший
экономический кризис, усилению которого способствовали и поражение в Ливонской войне 1558-1583гг., и эпидемия чумы начала 70-х годов XVI в. Хозяйственная разруха, вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускорила процесс становления крепостного права в государственном масштабе, причем в очень жестких формах.
8 Мероприятия опричнины, направленные на усиление личной власти Грозного, осуществлялись варварскими методами. Ликвидировав в конечном счете политическую раздробленность, опричнина вызвала крайнее обострение противоречий. Кроме этого, опричное войско не смогло защитить столицу от татар, и она в 1571 г. была разграблена.
В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась небоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными.
В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений, завоеванные территории утеряны. В целом, результаты опричнины были трагичны для России. Начался хозяйственный кризис. Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. Опричный террор повлиял и на положение русского дворянства, привел к деспотическому режиму, при котором дворяне являются холопами самодержца.
После сожжения Москвы в 1571г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины.
9 Сму́тное вре́мя — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.
Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века.
10 Урочные лета — в России XVI-XVII вв. 5, 15 летние и другие сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Дворяне требовали бессрочного срока розыска крестьян.
5
Отличный ответ, четкий и оперативный. Огромное спасибо!