Здравствуйте, Саша!
Момент инерции стержня в вертикальном положении можно считать равным нулю.
Определим момент инерции стержня длины l, имеющего массу m, относительно оси, проходящей через середину стержня и составляющей с ним угол 30
[$186$].
Направим ось х вдоль стержня, совместив ее начало с серединой стержня. Разделим стержень на малые элементы длины dx, масса которых dm=(m/l)dx.
Рассмотрим одну половину стержня. Если выбранный элемент находится на расстоянии r=x[$183$]sin30[$176$]=x/2 от оси вращения, то его момент инерции dJ=r
2dm.
dJ=(m/l)(x
2/4)dx.
Интегрируя последнее соотношение в пределах от 0 до l/2 и удваивая полученное выражение (для учета второй половины стержня), получим
Подставляя числовые значения массы и длины стержня, находим J
с=8[$183$]1,5
2/48=0,375 кг[$149$]м².
Применяя закон сохранения момента импульса, получим:
J
1[$969$]
1=J
2[$969$]
2.
Суммарный момент инерции системы в первом случае J
1=6+0=6 кг[$149$]м², во втором случае J
2=6+0,375=6,375 кг[$149$]м².
Следовательно, угловая скорость во втором случае [$969$]
2=[$969$]
1[$183$](J
1/J
2)=4[$183$](6/6,375)=3,765 рад/с.
Тогда искомая частота вращения f=[$969$]
2/(2pi)=3,765/6,286=0,599 c
-1.,