давно
Мастер-Эксперт
27822
2370
Уважаемый Andrekk! Отвечаю по порядку: 1. Любой прибор, способный измерять ЭДС (напр., гальванометр). Но каким бы он чувствительным ни был, если он движется вместе с автомобилем (иными словами, неподвижен относительно автомобиля), ЭДС, "наведённую" однородным полем земного магнетизма он не обнаружит: в самом приборе и проводах, соединяющих прибор с концами оси, "наведётся" этим же полем суммарная ЭДС в точности такая же, как и в самой оси; в замкнутом же контуре они взаимно уничтожатся. Именно об этом недоумённо спрашивает Lubopyt: "Как в этом разобраться? Где здесь виток с переменным магнитным потоком?". А "ответ" из учебника - пример того, как "жонглирование" формулами может привести к "противоречию между физическими законами" (разумеется, кажущемуся). Любая теория имеет какой-то смысл только в том случае, когда она хотя бы в принципе способна предсказывать факты, поддающиеся наблюдению, т.е. проверке опытом. (Советую почитать: Р. Пайерлс "Законы природы"). 2. В горизонтальном проводнике, горизонтально движущемся в магнитном поле, вектор индукции которого тоже горизонтален, никакой ЭДС наводиться не может; если мы создадим упомянутую конструкцию, позволяющую наблюдать означенную ЭДС, то, постольку поскольку дорога горизонтальна, ориентация по странам света на величину ЭДС не повлияет. 3. Вопрос, который Вы задаёте - это часть более "широкого" вопроса "если в точности цилиндрический магнит, намагниченный в точности вдоль своей оси, вращается в точности вокруг этой оси, то вращается ли вместе с ним и его магнитное поле?" Но в том то и дело, что сам вопрос не имеет смысла, поскольку никаким экспериментом на него невозможно ответить. А найти формулу, чтобы "подогнать" ответ под заданный результат всегда можно.