Консультация № 162349
14.03.2009, 05:13
0.00 руб.
14.03.2009, 08:14
0 9 4
У меня и моей сестры в камере хранения супермаркета украли пакеты с подарками на 23 фераля. Администрация указывает на табличку, что она ответственности за вещи оставленные в камере хранения не несет. Так ли Это? Охранника около этих кабинок нет, он смотрит только за товаром в зале. Я вызвала милицию, (они приехали через два часа, когда свидителей уже не было), и подала заявление, но мне сказали, что дело это безнадежное, так как я не смогу доказать, что действительно оставляла пакеты в камере хранения. Камер слежения в магазине нет. Как мне теперь поступить, и вообще как правильно действовать в такой ситуации в следующий раз?

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
21244
2095
14.03.2009, 08:12
общий
это ответ
Здравствуйте, Зорина Алена!
В милиции Вам кривят душой. Доказать, что Вы действительно оставляли пакеты в камере хранения, как раз-то легко - кроме Ваших показаний есть ещё и показания сестры. Милиционеры понимают, что найти преступников им будет крайне трудно и лишь поэтому дело для них представляется бесперспективным.Если Вам откажут в возбуждении уголовного дела по факту кражи, обжалуйте этот отказ прокурору. Пусть ищут. Если приложить определённые усилия, то на похитителя выйти можно. Не сомневаюсь, что Вы с сестрой - не единственные жертвы и не последние.
Как быть в следующий раз - подайте как можно быстрее прокурору района, где находится этот магазин, заявление о проверке законности требования администрации магазина оставлять вещи в неохраняемом месте. Так как такое требование незаконно, то не сомневаюсь, что результат будет.
Неизвестный
14.03.2009, 09:33
общий
это ответ
Здравствуйте, Зорина Алена!
В соответствии со ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедаталем), и возвратить эту вещь в сохранности. Пункт 1 указанной статьи предполагает, что договор хранения может быть и односторонним, поскольку он безвозмездный.
Согласно ч. 2 ст. 887 ГК РФ форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю номерного жетона, иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение. Иным знаком в данном случае является ключ от ячейки камеры хранения , которым закрылb ячейку с принадлежащей вам кладью. Камеры хранения для ручной клади покупателей расположены на территории магазина. Следовательно, администрация магазина взяла на себя обязанность по хранению клади покупателя на период нахождения его в торговом зале и несет полную ответственность за сохранность вещей, оставленных в камере хранения.
Что делать на будущее -по возможности не сдавать в камеру хранения вещи, обязать Вас никто не имеет права.
Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети"
IV. Особенности продажи товаров в предприятиях отделах, секциях) самообслуживания
34. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.
VI. Права и обязанности покупателя
42. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;
при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине;набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.
Так что предъявляйте претензию к продавцу, требуйте возмещения убытков. Но: можно ли вообще как-то доказать ваш с сестрой ущерб, сохранились ли чеки от пропавших товаров?
Сестра является свидетелем того, что Вы сдавали вещи в камеру хранения, - тут утверждавшие обратное лукавят.
Осталось позаботиться о доказательной базе по подтверждению материальных убытков.
давно
Советник
165618
369
14.03.2009, 20:58
общий
14.03.2009, 23:47
это ответ
Здравствуйте, Зорина Алена!
Ответственность в этом случае несёт магазин за свой персонал (см.Приложение1), в чью обязанность входит смотреть за покупателями и за сохранность всего что находится в магазине, а также персонал который сидит и весь день смотрит в монитор, за тем что происходит во всём магазине (обычно такой человек сидит рядом со входом-выходом). Магазины в таких случаях заключают со своим персоналом договор о материальной ответственности. Но это уже проблема магазина, как взыскать с охранников. Вам же лучше (если собираетесь судиться) подавать иск на магазин, за ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей персоналом, в обязанность которого входит следить за сохранностью вещей граждан, вследствии которых у Вас пропали вещи.
В следующий раз проносите вещи с собой, а на выходе можете смело говорить, что показывать ничего не собираетесь, а если Вас магазин подозревает в краже - пусть вызывают милицию и пишут заявление и только после этого Вы покажите, что лежит в сумках. Тут же предупредите, что если кража не подтвердится, заявление на магазин (на того, кто осмелится написать от магазина на Вас)уже напишете Вы (см.Приложение2).

Приложение:
Приложение1
Статья 1068 ГК. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником
1. Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Приложение 2
Статья 306 УК. Заведомо ложный донос
1. Заведомо ложный донос о совершении преступления -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Неизвестный
15.03.2009, 11:05
общий
это ответ
Здравствуйте, Зорина Алена!
Администрация супермаркета, мягко говоря лукавит. Поскольку есть камера хранения, следовательно, магазин оказывает услугу по хранению. Данная услуга является публичной, то есть оказывается каждому, кто положил свои вещи в камеру хранения. Основная обязанность хранителя - это хранить вещь и возвратить эту вещь в сохранности (ч.1 ст.886 ГК).
Здесь вина полностью лежит на магазине. Что же касается Ваших действий, то необходимо было записать данные свидетелей (ФИО, адреса), и с этими данными разговаривать с милицией. Милиция понимает, что это дело безнадёжное, а потому и подготавливает Вас к тому, что ничего не сделает.
Ваша сестра свидетелем не является, поскольку она такая же потерпевшая как и Вы. Даже если будет отказано в возбуждение уголовного дела, при наличие свидетелей, Вы вправе обратиться в суд с иском к данному магазину об ответственности за нарушение договора хранения.
Неизвестный
19.03.2009, 11:16
общий
Господа эксперты, предлагаю эту тему обсудить. Ст. 887 ГК РФ со ссылкой на ст. 161 требует письменную форму договора хранения между юр. лицом и гражданином. Магазин не соблюдает эту форму. П. 3 ст. 887 дает право ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи принятой на хранение и возвращенной при несоблюдении письменной формы.
Вопросы. 1. Является магазин хранителем по договору хранения (ст. 886 ГК РФ)? 2. Заключен ли договор хранения с магазином при пользовании ячейками с торчащими из них ключами? Для устной формы необходимо наличие сотрудника юр. лица, который заключает договор. ИМХО. Вероятно, надо выяснить, есть ли сотрудники в магазине, в служебные обязанности которых входит охрана камер хранения.
Неизвестный
19.03.2009, 18:31
общий
Кстати, хорошая новость пришла недавно от наших соседей из Липецка: мировой суд обязал магазин компенсировать материальный вред покупательнице, которая оставила сумку с вещами в камере хранения, а вернувшись, обнаружила, что двери ячейки открыты и внутри пусто. Администрация магазина отказалась возместить женщине стоимость украденного — продавцы даже пытались привести аргумент, что, мол, неизвестно, была ли кладь в камере хранения, а если и была, то размер ущерба неизвестен. Но покупательница оказалась настойчива в своих требованиях, обратилась в суд и выиграла его. Таким образом, обнадеживает сам факт признания судом ответственности магазина за сданные на хранение вещи. К тому же магазин обязан оплатить все судебные издержки.

А в прошлом году в одном из районных судов города Орла рассматривалось похожее дело, решение было вынесено также в пользу покупателя.

Так что удачных вам покупок!

Дина ЯГУПОВА, помощник председателя Орловского областного суда.

13.11. Работникам предприятия самообслуживания не разрешается
требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал
приобретенных в других торговых предприятиях товаров, ставить на
них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять
личные вещи (сумки, портфели и др.), при выходе не должны
проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи
(сумки, портфели и др.).
13.12. В соответствии с главой 47 Гражданского кодекса РФ при
желании покупателя оставить при входе в торговый зал свои вещи
предприятие самообслуживания обязано обеспечить их сохранность
независимо от того, удостоверено ли принятие вещи на хранение
предприятием торговли выдачей покупателю номерного жетона (номера)
или иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение.
13.13. Покупатели обязаны при входе в торговый зал предприятия
самообслуживания с вещами ставить в известность работников
торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом
предприятии торговли.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ ОТ 30.05.2003 N 31 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Вероника Храмченкова, представитель ООО "Виват- Трейд": «В магазине также имелось объявление: за оставленные вещи администрация ответственности не несет».

Это объявление — фикция, — уверен представитель истицы в суде. По закону, если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор хранения, по которому обязан отвечать за вещи, оставленные в железной ячейке. Решение судьи — взыскать с Вивата в пользу Людмилы Михайловны 82 рубля за украденные вещи и 2 тысячи за испорченное настроение. Решение о взыскании с Вивата денег за материальный и моральный ущерб вступит в силу через 10 дней. Администрация магазина намерена подать апелляционную жалобу.
Магазины отвечают за вещи покупателей, помещаемые на хранение в металлические шкафы

Есть и другое мнение по этому вопросу. Смотрите ст. За хранение личных вещей покупателей супермаркет ответственности не несет

К сожалению не могу найти, но помню, что по этому вопросу высказался и Верховный суд в конкретном деле. В каком году не помню, нужно просмотреть БВС за последние года.
давно
Советник
165618
369
20.03.2009, 19:27
общий
"... Дина ЯГУПОВА, помощник председателя Орловского областного суда..."
Очень интересная и полезная статья, сохраню для себя!!! Спасибо эксперту за ссылку!
Неизвестный
20.03.2009, 21:37
общий
Спасибо, Lion. С Москвой разобрались. Осталось выяснить ситуацию в городе автора вопроса.
Неизвестный
21.03.2009, 04:07
общий
Спасибо большое всем экспертам, особенно за ссылки на решение этого вопроса в других городах.
Форма ответа