Консультация № 201541
24.10.2021, 17:05
0.00 руб.
1 1 1
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: я не понимаю что на данной схеме обозначает элемент схемы находящийся справа сверху (видимо лампа). И можно разъяснить мне принцип действия, пожалуйста. Заранее очень благодарен
Прикрепленные файлы:

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
25.10.2021, 06:51
общий
25.10.2021, 10:52
это ответ
На хороших эл-схемах возле каждого элемента должно быть его Позиционное обозначение. Я добавил позици-надпись X1 красным цветом возле разъёма, про кот-й Вы спрашивали. Но это не сама лампа, а Ламповая панелька "октальная" (окта означает 8 выводов), популярная в 50…80 годах. Изначально такие панельки монтировали на металлическое шасси, чтоб в эти гнёзда вставлять Электронно-вакуумные радио-лампы. Лампы служили сравнительно недолго (~2 … 4 тыс час), их надо было систематически менять, и панелька имела качественные, пружинящие групп-контакты типа гнёздо-мама.

В те годы так называемого "Развитого социализма" в СССР был ужасный дефицит товаров народного потребления. Вместо "я купил транзистор" обыватели выражались "я достал транзистор". Доставать товар-мечту приходилось зачастую нечестным путём (изобилие было т-ко в столицах союзных республик и в спец-буфетах партийных функционеров). Поэтому творческие люди, в тч радио-любители массово изготавливали самоделки из подручных материалов.

Из старых, отработавших радио-ламп радио-любители выбрасывали стекляную колбу с начинкой, а контактную группу (штырьки-папа) использовали в качестве разъёмных соединителей на кабельных концах, чтоб тот или иной кабель по мере надобности стыковать с ответной частью (с разъём-"мамой").

На Вашей схеме Блок электронного тиристорного зажигания имеет 2 разъёма-мама X1a и X1b для стыковки с кабелем от автомобиля/мотоцикла. Для этого на стык-конце кабеля припаян разъём-папа X1с . Папу можно втыкать либо в разъём X1a (с надписью "Электронное"), либо в X1b ("Контактное"). В первом варианте пользователь включает в работу Блок тиристорного зажигания. А в случае отказа электроники можно оперативной пере-стыковкой кабель-разъёма в панельку X1b с 2мя перемычками переключитья в режим устаревшего, обычного зажигания.
Обратите внимание на противоположность направлений (по часовой стрелке либо против) нумерации выводов у папа- и мама-разъёмов.

Вы просили "разъяснить мне принцип действия" - в дистанционном общении надо стараться выражаться макси-точно : принцип действия чего именно Вам непонятен? Если Вы подразумевали элемент "справа сверху", то я уже ответил на Ваш вопрос. А если схемы в целом - то к схеме должно быть приложено описание, кот-е надо отсканировать, распознать из картин-копии в текст для себя (добавлять свои комментарии для воспоминаний в будущем) и для тех, к кому обращаетесь за разъяснениями. Вы не показали сюда текст описания, да ещё и схему обрезали снизу. Поэтому я могу описать т-ко свои догадки-домыслы в общих чертах:

Судя по элементной базе транзисторы П210 и диоды Д7 были популярны в 70х…80х годах, значит, схема очень устаревшая, с низкими КПД и надёжностью. В ней генератор на транзисторах VT1+VT2 преобразует постоянное напряжение +12 Вольт от бортовой эл-сети автомобиля в переменное напряжение. Эта "переменка" ч-з повышающий трансформатор T1 поступает на выпрямитель/умножитель напряжения на 2х мостах VD3…10 . Выпрямитель "накачивает" пачку коротких энерго-импульсов от трансф-ра в долго-нарастающий высоко-вольтный накопитель C3. В процессе накачки тиристор VS1 заперт, его управляющий электрод практически занулён ч-з R9.

В это время катушка L1 заряжается магнитной энергией по цепи "+12 Вольт" от X1a.7 ч-з предохранитель FU1 , L1 , R11 || R12 , X1a.2 , X1c.2 , нормально-замкнутые контакты прерывателя "Пр" на нуль-массу. В нужный момент, когда в цилиндре авто-двигателя требутся создать искру, поджигающую сжатую горючую смесь бензин-пара с воздухом, контакты кулачкового прерывателя резко размыкаются. Ток в цепи X1a.2 прекращается. Но по законам физики ток ч-з катушку мгновенно измениться не может. И "заряженная" катушка продолжает ток в прежнем направлении несколько микросекунд, как бы "толкает" положительные заряды влево по схеме. При этом положительный импульс ч-з конденсатор C6 и диод VD11 подаётся на управляющий электрод тиристора VS1. Тиристор открывается, его Анод (точка Б) на короткое время закорачивается с его нуль-катодом. Кондёр C3 мигом разряжается, и усиленно-мощный отрицательный фронт передаётся ч-з C4 на вывод X1a.8 . А оттуда - на "горячий" конец так называемой "Катушки зажигания", кот-я в переводе с языка шоферов является по сути повышающим трансформатором, отправляющим импульс порядка 8…15 кВольт с мизер-током на свечу зажигания.

Схему надо любить, тогда она полюбит Вас, и Вам будет легко работать с ней. Для этого схему надо Сканировать на сканере (а не фотать с искажениями). Картинки схем (не содержащих полутонов) надо сохранять в штрих-контрастных форматах gif или png , а не jpg, тк jpg-кодек при каждом пере-сохранении после очередной коррекции добавляет искажения (jpg идеален для полутоновых пейзажей / портретов / натюрмортов). Сравните: Моя png-копия (прилагаю) компактней Вашей jpg примерно в 7 раз и при этом она легче читается!
Надеюсь, я достаточно подробно всё объяснил?
Форма ответа