Консультация № 169997
29.06.2009, 14:37
0.00 руб.
0 15 1
Доброе времени суток. У меня вентилятор на вытяжке шумит. Видимо дело в оборотах - их можно уменьшить (желательно регулируемым сделать)? Ток переменный на 220в.

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
259041
7464
29.06.2009, 15:29
общий
Лева Гир:
В какой вытяжке? На корпусе системного блока? А почему Вы думаете, что "Ток переменный на 220в"? Большинство комп-двигателей питаются от выпрямленного напряжения +12В. Поэтому их обороты легко регулировать.
Неизвестный
29.06.2009, 15:31
общий
Уменьшить обороты - не проблема. Нужно установить частотный преобразователь, коих на рынке сейчас великое множество (если Вы дадите подробные характериситки своего двигателя - перепишите с шильдика - помогу подобрать). Только, скорее всего, Вам это не поможет. Уменьшение (даже небольшое) количества оборотов значительно снизит эффективность вытяжки. Стоит сперва разобраться с природой шума, исключить резонансные явления, загерметизировать воздуховод, попробовать увеличить шумоизоляцию вентилятора, проверить подшипники. Однажды мне уже приходилось сталкиваться с подобной проблемой - вытяжка рабочих мест радиомонтажников, так пришлось применить другой тип вентилятора (заменил форточный на канальный) и изменить систему воздуховодов.
Неизвестный
29.06.2009, 19:15
общий
http://www.dospel-russia.ru/okonnie-bitovie-ventilyatori-dospel/osevie-ventilyatori-serii-dospel-polo-6-ok.html - тут характеристики прописаны, у меня у меня Dospel 120S. Шум именно из-за высоких оборотов.
Неизвестный
29.06.2009, 22:59
общий
Шум именно из-за высоких оборотов.

Не совсем так. Собственно двигатель практически бесшумен. Шумят потоки воздуха при соприкосновении с решёткой, лопастями, каналом и пр. Снижение количества оборотов, конечно, снизит шум за счёт уменьшения потока воздуха через вентилятор, то есть снижения производительности вытяжки. Вам имеет смысл поискать другой вентилятор, потому что самый примитивный преобразователь частоты будет стоить значительно дороже, нежели Ваше устройство. Я бы, также, рассмотрел возможность установки 120 мм компьютерного вентилятора на 12 В - их уровень шума, как правило, значительно ниже, а производительность (в зависимости от модели), может быть значительно выше. Соответствующий малогабаритный блок питания, в настоящее время, приобрести не проблема. Сверху закрыть такой вентилятор пластиковой решёткой, которых тоже немало в магазинах. Как было сказано выше, регулировка их оборотов не представляет труда.
давно
Мастер-Эксперт
27822
2370
30.06.2009, 00:38
общий
А не пробовали последовательно с этим вентилятором включить хотя бы лампочку 25 Вт 220 В? В зависмости от эффекта можно порекомедовать способы регулирования напряжения - это гораздо проще, чем частоту менять (правда, общий КПД вместо нынешних 0.12 будет от 0 до 0.12).
Неизвестный
30.06.2009, 09:12
общий
For SFResid, Модератор
Регулировать частоту вращения асинхронного двигателя таким способом не стоит. Скорее всего, двигатель просто сгорит.
давно
Мастер-Эксперт
27822
2370
01.07.2009, 09:51
общий
Как раз именно таким способом на практике часто регулируют скорость у маломощных двигателей (у которых КПД меньше 50%), причём именно у вентиляторов; при снижении напряжения и повышении скольжения, хотя относительные потери растут, но их абсолютное значение, и, след-но, суммарное выделение тепла уменьшается. Вот почему я советую вначале попробовать именно данный вентилятор включить на пониженное напряжение - если перегрева не будет, возможно, результаты окажутся приемлемыми. Особенно это касается маломощных [b]однофазных[/b] асинхронных двигателей - судя по приведенным данным, именно такой и встроен в рассматриваемый вентилятор
давно
Мастер-Эксперт
259041
7464
01.07.2009, 16:57
общий
это ответ
Здравствуйте, Лева Гир.
Если Вы не хотите тратиться на приобретение относительно дорого-стоящего частотного преобразователя, то простейший вариант уменьшения шума и оборотов - снижение напряжения питания двигателя. Но непосредственная подача пониженного напряжения от источника напряжения (понижающий авто-трансформатор) вызовет повышение "скольжения" в роторе и увеличение потребляемого тока, которое может вызвать перегрев обмотки и повреждение двигателя.
Обычно для этой цели используют тот же источник (~220V) через балластный резистор. Обычный проволочный резистор (ПЭВ-25-51) - самый малогабаритный вариант. Но вентилятор будет слишком долго раскручиваться изза того, что у резистора вольт-амперная характеристика линейная, а у двигателя - чем меньше обороты, тем меньше его сопротивление, и меньшая доля мощности достанется ему после резистора.
Идеальный ограничитель - электро-лампа накаливания. У холодной лампы и сопротивление низкое, что ускорит раскрутку. Остаётся лишь подобрать мощность лампы под желаемые обороты опытным путём. Начните с мало-мощной ~220V 25W. Опасения, будто двигатель может сгореть (см. мини-форум) напрасны, так как лампа 25Вт не оставит двигателю мощности больше 20Вт, а Ваш двигатель рассчитан на ещё большую мощность.
Я думаю, 1 - 2 лампы разной мощности Вам будет достаточно для комфортного переключения желаемых оборотов с помощью тумблера или галетного переключателя.
Неизвестный
02.07.2009, 00:09
общий
Спасибо за информацию - довольно интересно, непременно попробую, как только доберусь до подходящего оборудования (на нынешней работе даже ЛАТРа нет), но, думаю, что лампочку нужно подбирать под конкретный двигатель очень тщательно. Мой собственный опыт испытания электродвигателей подсказывает, что диапазон напряжений, позволяющий безнаказанно "играться" со скольжением довольно узок (думаю, даже для обсуждаемых двигателей с завышенным зазором статор-ротор). К тому-же обязательно использование лампочки именно в "бареттерном" режиме, при использовании добавочного резистора, скорее всего, двигатель не запустится.
Вот доберусь до места прежней работы - там всё есть - даже мощный источник питания - трёхфазный автотрансформатор до 70 А
давно
Мастер-Эксперт
259041
7464
02.07.2009, 05:45
общий
Al_Vi_S:
Вы правы насчёт диапазона скольжения. Без риска перегреть двигатель мощностью 25Вт можно использовать лампу либо малой мощности (лампа в 25Вт не даст развиться критическому току в последовательной цепи), либо очень большой мощности (лампа в 300вт почти не внесёт изменений в режим работы двигателя). При испытании работы с лампами средней мощности (40 - 100 Вт) желательно контролировать температуру корпуса двигателя тыльной стороной руки. При этом надо второй рукой не касаться заземлённых предметов (батареи отопления) и стоять на непроводящей поверхности (сухом табурете). Жаль, что в форме ответа не предусмотрена возможность добавления поправки.
Неизвестный
02.07.2009, 23:25
общий
Алексеев Владимир:
Про табурет - это сильно...
Порадовали...
Неизвестный
04.07.2009, 07:53
общий
Я дома поставил диммер и через него вполне сносно можно регулировать обороты.
давно
Мастер-Эксперт
259041
7464
04.07.2009, 13:48
общий
Лева Гир:
Поздравляю с решением проблемы и спасибо за интересную ссылку (а то у многих из нас и вытяжки-то нет). Я бы не решился запитать двигатель пониженным напряжением без балласта. И в ссылке пишут "Применение… с осторожностью, рискуя повредить, можно применять для регулировки частоты вращения электродвигателей." Но раз у Вас заработало, то поверим Вам.
Неизвестный
04.07.2009, 15:14
общий
C диммером увеличен риск выхода из строя двигателя. "греть" обмотки будут не только проскальзывание, а ещё и нелинейные искажения, которые возникают при его работе.
Внимательно следите за температурой двигателя.
Неизвестный
04.07.2009, 15:57
общий
Купил пару лет на работу вентилятор на вытяжку JAMICON, крыльчатка 18см, 220В, ток 0.4А. Работает очень шумно, 15 минут, затем на 10 минут останавливается, и т.д. Как выяснилось, перегрев(китайцы) и срабатывает защита(биметалл). Последовательно поставил патрон. В зависимости от необходимости меняю лампочки 40 или 70 ватт. Два года ни перегрева и не шума. И сейчас, когда пишу, тоже работает.
Форма ответа