Консультация № 201363
26.08.2021, 09:50
0.00 руб.
0 41 1
Здравствуйте! У меня возникли сложности с таким вопросом:
На ровном склоне горы, наклон которого a=30?, h=20 м друг над другом находятся два школьника. Они одновременно бросают камни с одинаковыми скоростями: нижний — перпендикулярно склону, верхний — в горизонтальном направлении. На каком минимальном расстоянии друг от друга пролетят камни, если вплоть до момента максимального сближения они ещё будут находиться в воздухе? Ответ выразите в м, округлив до десятых. Сопротивлением воздуха пренебречь. ?
Пожалуйста, помогите с решением (точно знаю, что ответ ~109 м неправильный). Задача с портала Сириус и подразумевается, что решать ее надо с помощью "Системы координат в свободном падении"

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 17:15
общий
Адресаты:
А почему если направить ось координат вдоль вектора скорости тела, то это тело будет покоиться? Как такое может быть?
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 17:21
общий
Адресаты:
"Есть два способа упростить описание такого движения с помощью выбора новой системы отсчёта (СО):
1) Перейти в СО К', движущуюся относительно исходной (К) с постоянной скоростью, равной начальной скорости тела v(вектор)0. В новой системе отсчёта ускорение такое же, как в исходной (так как ускорение К' относительно К равно нулю): a(вектор)?=a(вектор) , а новая начальная скорость равна нулю: v(вектор)?0=v(вектор)0?v(вектор)0=0. Поэтому в К' тело будет двигаться с постоянным ускорением по прямой.

2) Перейти в СО К'', движущуюся относительно К с постоянным ускорением, равным ускорению тела a(вектор) . Тогда a(вектор) ??=a(вектор) ?a(вектор) =0, и тело в этой системе отсчёта движется равномерно и прямолинейно. Особенно удобно использовать такой прием при рассмотрении движения нескольких тел, движущихся с одинаковым ускорением. Тогда можно связать СО с одним из них (это тело в новой СО будет покоиться), и остальные тела будут двигаться по прямым с постоянной скоростью."
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 17:26
общий
Адресаты:
Вы поняли, о чём говорится в этом тексте?
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 17:29
общий
Адресаты:
Теперь сомневаюсь
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 18:22
общий
Адресаты:
Что непонятно Вам в способе решения задачи, который изложил уважаемый Владимир Николаевич?
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 20:10
общий
Много чего. Например, почему в финальном уравнении D(t)=?[(x1-x2)^2+(y1-y2)^2] , мне нужно приравнивать D к нулю, откуда я найду координаты x1; x2; y1; y2 и если они мне будут известны, то что мне вообще искать с помощью этого уравнения (извините, если это глупые вопросы, но я не понимаю)
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 20:14
общий
Адресаты:
Где Вы учитесь?
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 20:18
общий
Адресаты:
В 9 иду, если вы про класс
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 20:23
общий
Адресаты:
Тогда способ решения, который предложил Вам Владимир Николаевич, не подойдёт. Прошу извинить за беспокойство!
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 20:29
общий
Адресаты:
Ну а есть какой нибудь другой способ решить задачу?
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 20:32
общий
Адресаты:
Наверное, есть, если её предлагают решить восьмикласснику.
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 20:36
общий
Адресаты:
Наверное эксперты знают, как, только не напишут, тк у меня это уже второй вопрос. Вы знаете, как удалить одну запись здесь?
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 20:38
общий
Адресаты:
Чтобы удалить ошибочно созданную консультацию, обратитесь к модераторам портала или к администратору раздела.
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 20:41
общий
Адресаты:
А как к ним обратиться? И как я их вообще найду? Я вижу только лучших экспертов раздела
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
26.08.2021, 20:42
общий
Адресаты:
Создайте сообщение, выбрав нужного адресата в поле "Адресат".
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Посетитель
405296
34
26.08.2021, 20:45
общий
Адресаты:
Поняла, спасибо!
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
27.08.2021, 04:05
общий
Адресаты:
Вашу цель я воспринимаю как-то противоречиво : С одной стороны для получения зачёта от Сириус Вам достаточно предоставить роботу-экзаменатору т-ко Ответ "в м, округлив до десятых". И поэтому я предложил Вам алгоритм решения на основе учебной университетской статьи "Движение тела, брошенного под углом к горизонту" Ссылка1 . Этот метод имеет достоинство : он - самый простой и естесственный для восприятия. Чертим график как в методичке, т-ко на нём вместо одного летящего тела будут 2 Ваших камня. Недостаток трудоёмкий расчёт, если считать вручную.

С другой стороны Вы хотите всё-таки освоить непрактичный для жизни метод от олимпиадной фирмы Сириус с подменой СО (Системы Отсчёта) с естесственной на относительную. Для этого Вам надо представить, будто камни - это временно-падающие мини-самолётики, Вы находитесь в одном из них и наблюдаете за Перемещением второго самолётика относительно Вас.

Вы писали "точно знаю, что ответ ~109 м неправильный" - это очевидно даже без решения задачи, потому что исходное расстояние м-ду камнями
D0 = h / sin(30°) = 20 / (1/2) = 40 м, и камни поначалу сближаются, то есть искомое минимальное расстояние явно < 40 м .
Достоинство метода : расчёт/вычисление проще, чем в абсолютной СО, Недостаток : труднее представить в воображении и на графике.

Вы писали, что Вам непонятно "Много чего. Например, почему в финальном уравнении D(t)=[$8730$][(x1-x2)2+(y1-y2)2] , мне нужно приравнивать D к нулю…" - Мы ищем "минимальное расстояние" - минимум, а "В точке минимума производная тоже равна нулю" (см "Производная функции. Геометрический смысл производной" Ссылка2

Я не знаю, в каком классе проходят ДифференциальоеИсчисление \ Производные , но если Вы связались с олимпиадной фирмой Сириус, где задают задачи на поиск мини/макси, то тамошние наставники подразумевают Ваше умение вычислять и понимать производные. См также "Смысл понятия производной в школьном курсе математики" Ссылка3

Выберите 1 метод из 2х выше-предложенных мною, и я начну готовить Ответ для Вас.
давно
Посетитель
405296
34
27.08.2021, 07:06
общий
Адресаты:
Дифференциальное исчисление проходят в 11 классе (а некоторые начинают учить только в вузе), поэтому это никак не может быть в задаче за 9 класс. И я бы все-таки иметь решение "непрактичное" для жизни, но для меня более понятное.
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
27.08.2021, 09:30
общий
Адресаты:
Вы писали "я бы все-таки иметь решение "непрактичное" для жизни, но для меня более понятное" - Я старательно подбирал слова, тратил время и пере-уточнял свои фразы, чтобы точнее предоставить Вам информацию и облегчить Вам наиболее удобный для Вас выбор их 2х методов. А Вы мне отвечаете загадками (в стиле кокетливых женщин). Откуда я могу знать, который вариант есть "более понятное" для Вас?
Из Вашего "решение "непрактичное" для жизни" я догадываюсь, будто Вы хотите решение с использованием относительной системы отсчёта, навязанное нам от Сириус, верно?
Тогда в котором мини-самолётике Вы хотите лететь? Я предлагаю наблюдателю находиться в верхнем камне, тк его вертикальная составляющая начальной скорости = 0, и расчёт будет немного проще и понятнее для Вас.

Условие : "Они одновременно бросают камни с одинаковыми скоростями" - а каково значение скорости бросания?
давно
Посетитель
405296
34
27.08.2021, 11:05
общий
Адресаты:
Я не отвечаю загадками и тут легко понять, какое решение я хочу увидеть.
Давайте наблюдать относительно верхнего камня. И да, нам неизвестно значение скорости
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
27.08.2021, 11:58
общий
Адресаты:
Я понял Вас и приступаю к Решению. Оно будет не быстрым, поскольку значение скорости бросания неизвестно , а удобный и простой приём вычисления минимума методом приравнивания производной к нулю надо постараться не использовать, тк Вы его ещё не проходили в школе. У нас уже вечер (по Владивостоку), я планирую закончить решение завтра утром.
давно
Посетитель
405296
34
27.08.2021, 12:07
общий
Адресаты:
Хорошо, спасибо большое
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
27.08.2021, 17:49
общий
Адресаты:
Я решил Вашу задачу в вычислителе Маткад (ссылка) и получил Ответ : Минимальное расстояние м-ду камнями = 20 м, и оно НЕ зависит от скорости бросания!
Достаточно ли Вам этой информации для выдачи её программе-экзаменатору Сириус, либо Вам нужно Решение краткое / подробное?
давно
Посетитель
405296
34
27.08.2021, 20:27
общий
Адресаты:
Хотелось бы подробное решение, хоть ответ правильный, но похожую задачу я в будущем решить не смогу
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
28.08.2021, 02:33
общий
Адресаты:
Я начинаю чертить графики и верстать Ответ с подробным Решением для Вас.
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
28.08.2021, 11:04
общий
29.08.2021, 11:18
это ответ
Условие: Угол склона [$945$] = 30°, разность высот бросальщиков h=20 м.
Вычислить Dm - минимальую дистанцию сближения м-ду падающими камнями с помощью "Системы координат в свободном падении".

Решение : "Любое сложное движение материальной точки можно представить как наложение независимых движений вдоль координатных осей…", "Если силой сопротивления воздуха пренебрегаем, то остается единственная сила - сила тяжести. Поэтому вследствие 2-го закона Ньютона тело движется с ускорением, равным ускорению свободного падения g" - аннотации из учебной статьи "Движение тела, брошенного под углом к горизонту" Ссылка1

Особенность задачи в том, что не задана ключевая величина - значение скорости бросания. Обозначим буквой v модуль начальной скорости камней. Начертим поясняющий чертёж (прилагаю ниже), всегда помогающий чётко прояснить ситуацию.
Верхний камень брошен горизонтально, поэтому его вектор начальной скорости имеет координаты (v ; 0) .
Нижний камень, брошенный перпендикулярно склону, под углом [$946$] = 90° - [$945$] = 60° к горизонту, получает вектор начальной скорости
(v·cos([$946$]) ; v·sin([$946$])) .

Оба камня падают с одинаковым ускорением g = 9,81 м/с2 земного тяготения. Однако, Условие предписывает нам "решать… с помощью Системы координат в свободном падении". Это значит, при переходе в СО (Систему Отсчёта), связанную с верхним камнем, наблюдателю, якобы находящемуся в этом верхнем камне, кажется, будто нижний камень движется прямолинейно и равномерно, без ускорения. Камни сближаются до искомой дистанции Dm = 20 , а потом расходятся прочь.

Вычисления относительных скоростей и прочих параметров движения я сделал в приложении Маткад (ссылка2) . Маткад избавляет меня от частых ошибок. Маткад-скриншот прилагаю. Я добавил в него подробные комментарии зелёным цветом.

Маткад отображает формулы точно так же, как стандартные математические редакторы формул с ниже-следующими простыми и удобными дополнениями:
Ключевое слово solve,t означает Решить уравнение, прописанное слева от solve относительно искомой переменной t .
Символ := означает оператор присваивания. Символ = - вывести на экран в числовом виде. Символ [$8594$] - вывести на экран в символьном виде (имена переменных с операндами либо в виде простой, неокруглённой дроби).

Получив формулу вычисления дистанции м-ду камнями D = [$8730$][v2·t2 - 40·[$8730$]3·v·t + 1600] , я использовал стандартный и всеми любимый метод вычисления производной функции
P(t) = dD(t) / dt и последующим приравниванием этой производной к нулю. Без него я не мог понять, на что же влияет фиктивная скорость бросания v ? Оказалось, v влияет на время сближения, но не на мини-дистанцию Dm .
Метод имеет очень удобное свойство : "Дробь равна нулю, когда её числитель равен нулю", и это позволяет вычислять производные упрощённо, отбросив громоздкий знаменатель (об этом не все догадываются, но Вы будете знать).

Если Вы в школе ещё не проходили вычисление производных, то можете заменить эту непривычную операцию математическим трюком: заменим v·t единой переменной s = v·t .
В уравнении D2 = s2 - 40·[$8730$]3·s + 1600 выделим полный квадрат по школьному примеру (a+b)2 = a2 + 2·a·b + b2
D2 = s2 - 2·20·[$8730$]3·s + (20·[$8730$]3)2 - (20·[$8730$]3)2 + 1600 - добавили и отняли член (20·[$8730$]3)2 .
D2 = (s - 20·[$8730$]3)2 - 400·3 + 1600 = (s - 20·[$8730$]3)2 - 1200 + 1600 = (s - 20·[$8730$]3)2 + 400 > 0 всегда, потому что квадрат выражения в скобках >= 0 .
Из этого выражения сразу видно, что D2 имеет минимум, когда выражение в скобках = 0. И тогда D2 = 400 , а Dm = [$8730$]400 = 20.

Ещё Вы можете упростить копию своего решения заменой переменной v на простое число 1 или 10 . На нижнем графике я показал зависимости расстояний м-ду камнями при v = 10 м/с . В маткаде я задал для проверки v = 5 м/с , все 3 линии графика масштабно растянулись вдвое вправо по оси времени, но искомая величина Dm = 20 м осталась прежней.
Ответ : минимальная дистанция сближения м-ду падающими камнями равна 20 м.

Второй вариант Решения : Исследуем прямую траекторию движения нижнего камня относительно верхнего. Траектория направлена по вектору относительной скорости
V[$8594$]o = V[$8594$]2 - V[$8594$]1 . Угловой коэффициент траектории : k = Voy / Vox = -[$8730$]3

Затем вычисляем уравнение прямой "b" траектории с этим коэффициентом, проходящей ч-з точку K2 (см учебную статью "Уравнение прямой на плоскости" Ссылка3 )
Искомое расстояние Dm от точки K1 до прямой b есть длина перпендикуляра от K1 до b . Строим перпендикуляр "p" и получаем тот же Ответ : Dm = 20 м.

Я делал вычисления и построения в Маткаде для страховки от ошибок (мне нельзя ошибаться, Вам - можно ).
МаткадОперацию solve Вы можете заменить решением простого уравнения y(x) = Yp(x) ==> 40 - [$8730$]3·x = x / [$8730$]3 и получите тот же результат. =Удачи!
5
давно
Посетитель
405296
34
28.08.2021, 11:15
общий
Адресаты:
Спасибо большое за решение!
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
28.08.2021, 13:37
общий
Адресаты:
Наздоровье Вам. Не забывайте проставлять вдохновляющие оценки за полученные Ответы. Тогда эксперты будут охотнее отвечать на Ваши вопросы.
давно
Мастер-Эксперт
259041
7459
29.08.2021, 11:11
общий
Адресаты:
Сегодня за утренним кофе я вспоминал вчера-прожитый день, Вашу задачу, интересную Сириус-рекомендацию "Перейти в СО К'',… Особенно удобно использовать такой прием при рассмотрении движения нескольких тел, движущихся с одинаковым ускорением. Тогда можно связать СО с одним из них (это тело в новой СО будет покоиться), и остальные тела будут двигаться по прямым с постоянной скоростью".

Я представил, будто Ваши камни - это космолёты в невесомости сближаются, а я - пилот космолёта K1 и, как всех пилотов, меня беспокоит риск столкновения с К2 при сближении. Надо оценить относительную траекторию. И как только мы переключаемся на траекторию, Ваша задача мигом упрощается: Параметры времени и величина начальной скорости нам больше не нужны! Осталось из вектора относительной скорости
V[$8594$]o = V[$8594$]2 - V[$8594$]1 извлечь Угловой коэффициент траектории :
k = Voy / Vox = -[$8730$]3 , и длина перпендикуляра из нашего наблюдательного пункта K1 к прямой b траектории будет искомое мини-сближение Dm .
Я добавил этот 2й вариант решения в свой Ответ. Вероятно именно этот метод и хотят от Вас Сириус-наставники?
давно
Посетитель
405296
34
29.08.2021, 11:36
общий
Адресаты:
Хорошо, так и правда проще, спасибо
Форма ответа