Консультация № 186315
04.06.2012, 23:37
126.04 руб.
0 10 1
Здравствуйте!
Учитывая, что в представленных разделах сайта отсутствует позиция "гражданский процесс", пришлось обратиться за помощью в "арбитражный процесс", тем более, что ГПК РФ и АПК РФ имеют много общих точек соприкосновения и в частности по моему вопросу.
Я, в интересах доверителей, направил две жалобы в Верхнеуральский районный суд Челябинской области на действия отделения ПФР в этом районе, в связи с отказами в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала. Позиция простая-есть перечень оснований к отказу; таких оснований, которые указаны в отказах, в этом перечне не содержится; просим признать отказ незаконным и обязать...
Звонит мне судья и говорит, что все нормально, только вот надо жалобы переделать в исковые заявления и дела сразу назначат к слушанию. Я у нее спрашиваю, а почему в иское производство, ПФР ведь гос.орган? говорит, что они такие дела рассаматривают в исковом производстве. Мне тут показался какой-то подвох со стороны судьи: перевод дела из обжалования в порядке гл.25 ГПК РФ в исковое производство. Посоветовался с коллегами-единого мнения нет. Кто говорит, что якобы где-то было какое-то разъяснение; кто говорит, что он с ПФР всегда по исковому производству идет...
Прошу коллег-экспертов подсказать: все таки при таких отказах обжалование в порядке гл.25 ГПК РФ (срок на обжалование 3 меясца) или в порядке искового производства (срок на обжалование 3 года) ???
Спасибо!

Обсуждение

Неизвестный
05.06.2012, 20:34
общий
это ответ
Здравствуйте, MerLin6416!
Нет, ПФ не является государственным органом.
В порядке главы 25 ГПК РФ оспариваются решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст.10 Конституции РФ).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст.11 Конституции РФ).
Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ст.112 Конституции РФ).
Структура федеральных органов государственной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с данным Указом структуру федеральных органов исполнительной власти составляют:
- Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
- Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
- Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Структура государственных органов субъектов РФ определена федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Куда ПФ РФ так же не отнесён.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с "Конституцией" Российской Федерации, Федеральным конституционным "законом" "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;
органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;
ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». В соответствии с п.1 Постановления Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно - финансовым учреждением РСФСР.
Поскольку ПФ не является государственным органом, Вы вправе обжаловать отказ ПФ только в порядке искового производства.
5
Неизвестный
07.06.2012, 22:30
общий
И все таки смутные сомнения не отпускают...И для этого есть основания:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 13 декабря 2011 г. N 1536н г. Москва
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе в негосударственный пенсионный фонд или о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда для передачи им средств пенсионных накоплений":
"...приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля ..."

Как понимать сие действо? Если ПФР не является гос.органом, то почему ОН предоставляет гос.услуги? Или ПФР посредник/агент по предоставлению гос.услуги?
Неизвестный
08.06.2012, 16:42
общий
Ваши сомнения я разделяю, полагаю выводы, содержащиеся в ответе, возможно ошибочными. Если посмотреть подсудность ВЕРХОВНОГО Суда России, то получится, что он рассматривает жалобы на нормативные правовые акты именно указанных в Пленуме органов, а при ознакомлении с практикой ВС РФ очевидно, что этим Высшим судом было довольно много рассмотрено жалоб на нормативные акты Пенсионного Фонда. По этой причине рассмотрение в порядке искового производства считаю ошибочным.
Неизвестный
08.06.2012, 22:58
общий
Возможно надо было упереться насчет перевода в исковую форму, но Верхнеуральск находится в 80 км от места моей работы и неохота лишний раз туда мотаться. К тому же я не увидел явных негативных последствий в случае такого перевода. Посмотрим как пойдет. Надеюсь, что уведомлю сообщество экспертов о результатах судебного оспаривания решений об отказе ПФР в удовлетворении...
Но намерен, в случае если такие обстоятельства возникнут у меня в городе, обжаловать в порядке гл.25 ГПК РФ.
Неизвестный
09.06.2012, 14:32
общий
09.06.2012, 14:36
И все таки смутные сомнения не отпускают...И для этого есть основания:
...по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему...

Государственные услуги оказывают не только государственные органы.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
Статья 12. Требования к структуре административных регламентов
1. Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.


Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
(п.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321

Ещё раз ознакомтесь с Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
2. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд РФ - государственный внебюджетный фонд
Неизвестный
09.06.2012, 15:22
общий
Спасибо, Lion, за дополнительную информацию по поставленному вопросу. Это крайне важно для всех практикующих юристов, так как с этим вопросом еще многим придется столкнуться. Я конечно еще при первом упоминании внимательно ознакомился с Постановлением Верховного Совета, но вопросы остались. Настоящее Ваше дополнение практически снимает дальнейшие вопросы (по крайней мере у меня). Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно такого вопроса: Имеет ли непосредственно ПФР, в рамках своей деятельности, властные полномочия по отношению к неопределенному кругу лиц/конкретному лицу? И еще вопрос: Если обжаловать действия должностного лица ПФР, то тоже в исковом производстве или в порядке гл.25 ГПК РФ?

Также, мне думается, что имеет право на существование версия, что если, организация, в данном случае ФОНД, оказывает государственные услуги, то есть наделяется государством правом от его имени совершать юридически значимые действия, то, в случае возникновения спора, возможно следует использовать обжалование в порядке гл.25 ГПК РФ?

Прошу высказаться.
Неизвестный
14.06.2012, 12:16
общий
14.06.2012, 12:17
1. Нет. Каких-либо властных полномочий по установлению обязательных для неопределённого круга лиц прав и обязанностей ПФ не имеет.
В соответствии с ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ПФ осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов определены здесь же в ст.22.

2. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам "главы 25" ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам "главы 25" ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, "частью 3 статьи 254" ГПК РФ).
(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")

3. По правилам, предусмотренным "главой 25" ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ("статьи 2", "21", "26", "32" Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости ("статья 3" Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
(п.5 там же)
Неизвестный
14.06.2012, 18:17
общий
Ну, спасибо, спасибо! И все таки Ваше мнение: Если обжаловать действия должностного лица ПФ (например отказавшегося принимать заявление и документы к нему), то тоже в исковом производстве или в порядке гл.25 ГПК РФ?
Неизвестный
14.06.2012, 22:07
общий
Действия должностного лица ПФ Вы можете оспорить только вышестоящему должностному лицу ПФ.
Обжаловать отказ в приёме заявления и документов к нему вы можете в исковом производстве. Ответчиком будет не должностное лицо ПФ, а ПФ.
Вы не совсем разобрались с субъектным составом. Должностное лицо ПФ ни постоянно, ни временно, в том числе по специальному полномочию, не выступает от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
Неизвестный
14.06.2012, 22:51
общий
Ну все, похоже пора в данном формате заканчивать обсуждение. Спасибо за обсуждение!
Форма ответа