Здравствуйте, Андрей Владимирович.
Я надеюсь, мой рисунок поможет Вам чётко уяснить работу схемы. Аккумулятор включен встречно Источнику, и, поэтому, ток заряда
Iзар= (E1-E2)/R , где R - общее сопротивление всей цепи, оно равно сумме внутренних сопротивлений источника Ri1, Аккумулятора Ri2 и Ограничивающего резистора Rо. В данной задаче Ri1=Rо=0, поэтому ток заряда = 0.3 Ампера, а напряжение на клеммах Кл1 и Кл2 равно ЭДС источника, то есть 15В.
На практике сопротивление исправного Аккумулятора обычно меньше двух остальных, перечисленных на схеме, потому что заряженный аккумулятор не только раскручивает стартёр, но и способен толкать автомобиль несколько секунд! В хорошей постановке задачи напряжение на клеммах Аккумулятора должно быть чуть больше ЭДС аккумулятора (за счёт падения втекающего тока на Ri2) и явно меньше ЭДС Источника (принудительная разница напряжений должна поглотиться на Ri1 и Rо).
Авторы задачи упростили её до неприличия, на практике такое случается очень редко, когда аккумулятор неисправен. Не расстраивайтесь, бывает и хуже, например, автору вопроса Shvetski досталась схема
https://rfpro.ru/question/177968 со стабилитронами, которая вообще должна сгореть!
[size=1]Главное, чтобы мышление творческих людей не конфликтовало с великим Омом и другими классиками. На Ваш вопрос в минифоруме "Остается только выяснить, для чего дано r" - чтобы безответственно и с наименьшими затратами отрабатывать свою чиновничью зарплату. 3 поколения коммунистов из "рабочих и крестьян" отучили нас работать добросовестно. Хирурги забывают зажимы в кишках, профессора замусоривают мозги непрактичными знаниями… Но мы уже не кичимся величием, значит скоро всё образумится.[/size]
Успехов!