Консультация № 185644
22.03.2012, 18:31
62.88 руб.
0 13 1
Добрый день, уважаемые эксперты!
Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории педагогическим работникам государственных образовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России «24» марта 2010 г. N 209«О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»)
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п.30);

Пожалуйста, ответьте на вопрос:
Что понимается под "современными образовательными технологиями и методиками" применительно к дисциплинам "Базы данных", "Технология разработки программных продуктов" etc.?
Спасибо.

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
22.03.2012, 19:02
общий
22.03.2012, 19:19
Адресаты:
Здравствуйте, Леонид Борисович!

По-моему, Вы "влипли", что называется. В Сети много материалов, посвящённых понятию "образовательная технология", например, этот: Современные образовательные технологии. Но это теоретические изыскания, которые почти никак не отражаются в официальных документах.

Практическое толкование формулировки "современные образовательные технологии и методики" выполняют организации, осуществляющие аттестацию и присвоение категорий. Туда и нужно обращаться. Мне представляется очевидным, что в первую очередь, должна быть соблюдена формальная сторона: кандидат на повышение квалификационной категории должен пройти обучение пресловутым современным технологиям и методикам, подтверждённое официальным документом. В сфере среднего и среднего профессионального образования формальная сторона любого явления превалирует как нигде в сфере образования вообще.

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
в сети
Управляющий
143894
2148
22.03.2012, 19:46
общий
Адресаты:
Леонид, привет!
Глянь здесь, может быть это тебе поможет:
1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это разработка нашего БелГосУнивера.
2. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
3. Современные образовательные технологии - это учебное пособие, которое дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.
Удачи!
Об авторе:
Устав – есть устав! Если ты устав – то отдыхай!


давно
Академик
320937
2216
23.03.2012, 09:20
общий
Адресаты:
Добрый день, Андрей Владимирович! Спасибо за то, что откликнулись. С уважением.
давно
Академик
320937
2216
23.03.2012, 09:34
общий
Адресаты:
Добрый день, Сергей! Спасибо. Книжки у меня есть. Вопрос в том, что именно применимо (или принято применять) для указанных дисциплин. Допустим, если я размещаю материалы для студентов на РФПРО - это технология или нет? Если "да" то какая? Сейчас балльная система, нужно набрать определенное число баллов. Может быть, кто-то из учителей-предметников сможет помочь.
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
23.03.2012, 09:47
общий
Адресаты:

Здравствуйте, Леонид Борисович!

Извините, что вмешиваюсь в Вашу переписку с другим корреспондентом. Вы писали Сергею Морозу:
Цитата: lamed
Допустим, если я размещаю материалы для студентов на РФПРО - это технология или нет? Если "да" то какая?

Вы же сами понимаете, что ответить на подобные вопросы может только представитель организации, которая проводит аттестацию.

Цитата: lamed
Может быть, кто-то из учителей-предметников сможет помочь.

Вряд ли учителя ответят на такие вопросы. Это всецело в компетенции организаторов системы образования.

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Академик
320937
2216
23.03.2012, 09:50
общий
Адресаты:
Уважаемый Андрей Владимирович! Прошу снять мой вопрос или передать в другую рассылку. С уважением.
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
23.03.2012, 10:06
общий
Адресаты:

Леонид Борисович!

У нас нет раздела, тематика которого соответствует заданному вопросу. А удалять консультацию нет достаточных оснований. Я обращусь к Татьяне Михайловне. Может быть, она подскажет что-нибудь.

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
23.03.2012, 10:09
общий
Адресаты:

Здравствуйте, Татьяна Михайловна!

Может быть, Вы подскажете что-нибудь по поднятой проблеме? Если дать ответ нет возможности, помогите определиться с дальнейшими действиями по данной консультации: удалить, переместить и т. д.

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
давно
Мастер-Эксперт
680
2811
23.03.2012, 11:16
общий
Адресаты:
В другую - это в какую?
Удалить-то можно.
Вообще эти понятия неприменимы к конкретным темам, это надтемовые понятия.
Но можно говорить о том, как их применять при преподавании конкретных тем.

Тут, действительно, многое зависит от того, кто и как аттестует.
Могут посчитать Вашу инициативу - использовать какие-то ресурсы, типа нашего портала - инновацией. А могут, наоборот, сказать, что можно использовать только официальные образовательные ресурсы или сайт образовательного учреждения. Наш портал ведь могут отнести к категории ресурсов, оказывающих нелегальную помощью студентам (такое уже было; когда фильтрация контента осуществлялась на уровне Ростелекома, наш портал был внесен в списки запрещенных, причем когда я подала заявку на разблокирование, мне ответили, что ресурс заблокирован из-за платности, хотя я писала, что платными являются не все рассылки, мало того, тогда еще были социальные окна). Кроме того, могут сказать, что реклама на нашем портале не соответствует задачам воспитания и образования (именно поэтому сейчас школы и учителей заставляют уходить с юкоза - там реклама бывает неподобающая).
Я не знаю, как организованы ваши аттестационные комиссии, а вот если бы Вы работали в школе, я могла бы посоветовать обратиться за разъяснениями к методисту НМЦ и к председателю городского методического объединения учителей-предметников (по каждому предмету у нас свое методобъединение), как к лицу, которое будет представлять претендента на заседании аттестационной комиссии.

Если знающие люди инициативу поддержат, то тогда можно спокойно заниматься обнародованием своей инновации: выступать на совещаниях с докладами об опыте использования ресурса (с изучением того, насколько положительно повлияло это использование на повышение уровня обученности студентов, как это обычно делается, в сравнении с группами, которые обучались по традиционным технологиям). Они же, эти люди, обычно и предлагают это делать. Можно писать статьи об опыте применения на учительских веб-порталах, посылать такие статьи на тематические конкурсы, которые периодически проводятся на различных уровнях (про них можно узнавать на образовательных ресурсах), выступать с докладами на конференциях, публиковать статьи в сборниках (издаются по материалам конференций).
Возможен и обратный процесс: сперва Вы где-то выступаете и публикуетесь, а уж по ходу дела Вашу инициативу и так признают достойной инновацией, тогда, как говорится, мнение уже будет сформировано, ко всему прочему можно отнестись как к критике, конструктивной, но не определяющей. При этом за все это начисляются, естественно, те самые пресловутые баллы.

Тут еще есть такой тонкий момент... Как бы.
Государство тратит большие деньги именно на создание официальных образовательных ресурсов (например. сайт ФЦИОР, Единая коллекция образовательных ресурсов.
У нас, у учителей, именно применение материалов оттуда всячески поощряется. И считается инновационным и модернизационным (используя эти материалы, учитель уже использует веб-технологии, уж не говоря о прочих новинках - вики там и т.д.). Но поощряется и использование других ресурсов, разработанных коллегами или самостоятельно.
Не скажу, что все материалы на указанных госресурсах высокого качества, или что легко найти именно то, что нужно тебе для урока, или что они охватывают всю область имеющихся учебно-методических комплексов. Тем не менее есть откуда материалы брать, и это уже хорошо, по сравнению с теми временами, когда подобных материалов не было, да и вообще мало было учебных материалов в сети.
Как, например, сейчас практически нет еще русскоязычных материалов для интерактивных досок.

Собственно говоря, все, что хоть сколько-нибудь отличается от традиционных "мел+доска+тряпка+фронтальная подача материала" сейчас считается полезным. Потому что интерес детей к обучению и уровень мотивации очень низок. Поэтому все новое и призвано этот интерес повысить. При этом многими моими коллегами констатируется тот факт, что частенько тут всего лишь срабатывает эффект новизны, а результат на самом деле не так уж и впечатляющ. Другие на это возражают, что "вы просто не умеете их готовить"
Так ли это, я не готова судить, т.к. я вообще-то считаю интерес ребенка всего лишь одной из составляющих мотивации. Могут же быть и другие. Просто сейчас внедряется западная модель, вот и все. В советское время была иная модель, и результаты ее применения в точных науках в мире признавались.
давно
Мастер-Эксперт
680
2811
23.03.2012, 11:27
общий
Адресаты:
Если бы у нас была рассылка "Педагогика", то, насомненно, можно было бы в нее.
Я б даже такую создала, если бы у меня была уверенность, что ее не постигнет судьба медицинских рассылок - ведь специализированных педагогических ресурсов, где профессионально обсуждаются эти проблемы, достаточно много. и конкурировать с ними мы вряд ли сможем.
С другой стороны, у нас на портале есть эксперты, которые вполне могли бы передавать свой педагогический опыт коллегам и студентам.
Но сейчас они в обсуждении этой темы не участвуют (и подобную рассылку также не создали), что говорит об их низкой заинтересованности в этой идее.
Может быть, все же рискнуть? Вряд ли это менее популярно, чем Религиоведенье.
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
23.03.2012, 11:32
общий
Адресаты:

Здравствуйте, Татьяна Михайловна!

Предлагаю Вам оформить сообщение в мини-форуме как ответ. Вряд ли кто-то сможет ответить обстоятельнее.

Что касается создания нового подраздела "Педагогика", то Вам виднее.

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
Неизвестный
23.03.2012, 14:16
общий
Адресаты:
Леонид, мне кажется, это общие слова. Нужно же было что-то написать в документах.
Если кого-то из учителей захотят уволить, то могут сказать, что он не владеет "современными образовательными технологиями и методиками". Если захотят оставить, то будет считаться, что он этими технологиями и методиками владеет.
Мне кажется, данное требование - никак не формализовано.
Возможно, где-то будут проводить аттестацию и запишут в качестве одного из критериев аттестации - "Владеет современными образовательными технологиями и методиками"
давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
23.03.2012, 17:29
общий
это ответ
Здравствуйте, lamed!

Учитывая, что "критическое консультирование" на нашем портале является обязанностью администратора подраздела, вынужден предложить Вам следующий ответ на поставленный вопрос, безотносительно к конкретным дисциплинам ("Базы данных", "Технология разработки программных продуктов" и т. п.), поскольку специфика дисциплин может лищь влиять на применимость конкретной образовательной технологии или методики, но не технологий и методик вообще.

К сожалению, разработчики приказа Министра образования и науки РФ, указанного Вами в цитате, содержащейся в вопросе, не ставили перед собой целью однозначного толкования документа и достижения измеримых целей и результатов. Поэтому дать чёткий и вразумительный ответ на поставленный Вами вопрос с общих позиций не представляется возможным.

Однако это не значит, что невозможно практическое применение данного документа и, соответственно, трактование понятия "современные образовательные технологии и методики". Это трактование должно базироваться на собственном опыте практической деятельности педагога и теоретических положениях педагогики как науки, а также материалах, изученных на курсах повышения квалификации, стажировках и т. д.

Как я уже писал Вам в мини-форуме консультации, следует исходить из здравого смысла. Ответьте для себя на следующие вопросы:
1) какие вообще ОТМ Вам известны?
2) какие из известных Вам ОТМ Вы сами относите к современным?
3) применяете ли Вы ОТМ, отнесённые Вами к современным, в своей практике?
4) насколько удовлетворяют результаты применения ОТМ, отнесённых Вами к современным, требованиям к уровню подготовки специалистов?
5) насколько эффективно применение ОТМ, отнесённых Вами к современным, по сравнению с "несовременными"?

Имея ответы на перечисленные вопросы, Вы, если в чём-то сомневаетесь, можете посоветоваться с компетентными специалистами Вашего колледжа и получить нужную консультацию в комиссии, в которую будете подавать заявление об аттестации.

Думаю, что небесполезным для Вас, чтобы ориентироваться в педагогических технологиях, будет следующий материал:
Современные педагогические технологии как объективная потребность

Дополнительно предлагаю следующее:
Критерии и показатели при аттестации...
Критерии и показатели при аттестации...

Многое зависит от того, какую ведомственную подчинённость имеет Ваш колледж. Возможно, ответ на интересующий Вас вопрос имеется среди информационных ресурсов Вашего ведомства.

Вообще же в подобных случаях следует не сомневаться. Если Вам удаётся готовить специалистов, отвечающих требованиям образовательных стандартов, и Вы удовлетворяете требованиям, предъявляемым к аттестуемому специалисту, то смело подавайте заявление на аттестацию. Те приёмы, которые Вы используете в своей педагогической деятельности, как раз и составляют в совокупности "современную образовательную технологию" для Вас. А о своих планах по её совершенствованию и ещё большему "осовремениванию" Вы можете рассказать комиссиии по аттестации, если укажете в заявлении, что хотите лично присутствовать на её заседании. И ничего особенного в этом нет.

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
Форма ответа