Консультация № 178235
06.05.2010, 17:06
43.65 руб.
0 4 1
Здравствуйте уважаемые эксперты! Нужно написать программу: Построение графика функции
f(x)=cos(n*x+m*Pi), входные данные -- n и m, выходные -- график.
Использовать TASM.
Сделать в DOS.

Обсуждение

Неизвестный
06.05.2010, 17:10
общий
Как задаются n и m? Вводить с клавиатуры или просто определить?
давно
Посетитель
7438
7205
06.05.2010, 17:20
общий
rmka:
Каков видеорежим? Каков интервал по оси абсцисс?
Об авторе:
"Если вы заметили, что вы на стороне большинства, —
это верный признак того, что пора меняться." Марк Твен
Неизвестный
06.05.2010, 21:50
общий
n и m вводятся с клавиатуры, любой видеорежим, интервал по оси абсцисс -- где-то 1.5-2 см экрана по Pi/2;

давно
Посетитель
7438
7205
08.05.2010, 04:00
общий
это ответ
Здравствуйте, rmka.
Вводим вещественные коэффициенты n и m, затем рисуем график
Сейчас сделано так, что 25 точек на экране (переменная coef) соответствуют единице.
Код:
;Построение графика функции f(x)=cos(n*x+m*Pi), 
;входные данные -- n и m, выходные -- график.

.model tiny, C ; модель памяти и порядок вызова параметров
.386 ; нужно для команды fcos
.code ; сегмент кода
.startup ; точка входа

;введем N и M
call GetNum, offset sN, offset NMax, offset N
call GetNum, offset sM, offset MMax, offset M

;преходим в графику
mov ax, 0013h ; vga 320x200x256
int 10h

mov ax, 0a000h
mov es, ax ; es - сегмент видео

call line, 20, 100, 300, 100, 8 ;ось абсцисс
call line, 160, 20, 160, 180, 8 ;ось ординат
call Graph, 20, 300, offset fun, 0bh ;сам график
call PrFun, 3 ;напишем функцию

mov ah, 0 ;ждем нажатие на любую клавишу
int 16h

;выход в DOS
mov ax, 0003h ; назад в текстовый режим
int 10h

mov ax, 4c00h ; bye-bye
int 21h

;Вводим вещственное число
;параметры:
;pStr - адрес строки приглашения
;pMax - адрес строки для ввода по функции 0ah
;pNum - адрес, куда пишем вещественное число
GetNum proc pStr:word, pMax:word, pNum:word
local i:word ;переменная для работы с сопроцессором

mov dx, pStr ;приглашение
mov ah, 9
int 21h

mov dx, pMax ;вводим строку
mov si, dx
mov ah, 0ah
int 21h

lea si, [si+2] ;на адрес введенной строки
xor cx, cx ;ch=0 - признак целой части, ch=1 - дробная часть
xor di, di ;число (без учета точки)
GN_loop:
lodsb ;очередной символ
cmp al, 0dh
je GN_Form ;прошли по всей строке
cmp al, '.'
je GN_Point ;точка
cmp al, '0'
jb GN_loop ;допускаем только цифры
cmp al, '9'
ja GN_loop

cmp ch, 0
je GN_dig ;целая часть - на формирование числа
inc cl ;дробная - сначала посчитаем число цифр дробной части
GN_dig:
push ax ;умножаем старшие разряды на 10 и добавляем новый
mov ax, 10
mul di
mov di, ax
pop ax
and ax, 0fh
add di, ax
jmp GN_loop
GN_Point: ;точка
cmp ch, 1
je GN_loop ;если повтор точки, то игнорируем (на всякий случай)
mov ch, 1 ;помечаем
jmp GN_loop
GN_Form: ;учтем дробную часть
mov i, di ;запишем число в переменную
fild i ;загрузим в сопроцессор
mov ch, 0 ;сформируем счетчик во всем регистре cx
jcxz GN_Save ;если дробной части нет, то на сохранение
mov i, 10 ;константа для деления
GN_Div:
fild i ;cx раз делим на 10
fdiv
loop GN_Div
GN_Save:
mov di, pNum ;адрес, куда сохраняем вещественное число
fstp dword ptr [di] ;сохраняем результат в виде float
ret
GetNum endp

;считает ax=y=f(x) в экранных координатах
;параметр: x - экранная координата по горизонтали
fun proc x:word
mov ax, x ;сделаем из x знаковое число
sub ax, 160 ;x=160 - центр экрана считаем нулем
mov x, ax ;сохраним в переменной для загрузки в сопроцессор
fild x ;грузим в сопроцессор
fdiv coef ;делим на коэффициент coef точек = 1
fmul n ;x * n
fldpi ;пи
fmul m ;пи * m
faddp ;x * n + пи * m
fcos ;cos(x * n + пи * m)
fmul coef ;масштабируем: умножаем на коэффициент coef:1
fistp x ;преобразуем в целое
mov ax, 100 ;100 - центр экрана по вертикали
sub ax, x ;ax - экранная координата по вертикали
ret
fun endp

;рисует график, последовательно соединяя точки отрезками
;параметры:
;xmin - левая экранная координата графика
;xmax - правая экранная координата графика
;pFun - адрес функции, вычисляющей экранную координату по вертикали
;col - цвет линий
Graph proc xmin:word, xmax:word, pFun:word, col:word
Graph_loop: ;цикл рисования отрезков
mov ax, pFun ;адрес функции
call ax, xmin ;считаем y первой точки
mov cx, ax ;сохраним в cx

mov ax, xmin ;найдем x соседней справа точки
inc ax
mov si, ax ;сохраним в sі
cmp ax, xmax ;проверим, дошли и до правого края
ja Graph_ret

mov ax, pFun ;адрес функции
call ax, si ;ax = y второй точки

;рисуем линию (xmin, cx)-(si,ax) цветом col
call line, xmin, cx, si, ax, col
mov xmin, si ;готовим xmin для следующего шага
jmp Graph_loop
Graph_ret:
ret
Graph endp

;рисуем линию (x1,y1)-(x2,y2) цветом color
Line proc uses di bx, x1:word, y1:word, x2:word, y2:word, color:byte
local i:word, \ ;для работы со сопроцессором
delta_x:word, \ ;длина проекции на ось абсцисс
delta_y:word, \ ;длина проекции на ось ординат
incx:word, \ ;приращение по X
incy:word ;приращение по Y

;определим длину проекции на ось абсцисс и шаг по оси X
mov ax, x2
sub ax, x1 ;ax=x2-x1;

;определим шаг по X (+1 если вперед, -1 если назад, 0 если не меняется)
mov incx, 0 ;пусть incx=0
test ax, ax ;ax=delta_x
jz set_delta_x ;не меняется
jg set_x_1 ;вперед?
dec incx ;назад, значит incx=-1
neg ax ;найдем ax=abs(delta_x)
jmp set_delta_x ;на сохранение
set_x_1:
inc incx ;вперед, значит incx=1;
set_delta_x:
mov delta_x, ax ;delta_x = abs(x2-x1)

;определим длину проекции на ось ординат и шаг по оси Y
mov ax, y2
sub ax, y1 ;ax=y2-y1;

;определим шаг по Y (+1 если вперед, -1 если назад, 0 если не меняется)
mov incy, 0 ;пусть incy=0
test ax, ax ;ax=delta_y
jz set_delta_y ;не меняется
jg set_y_1 ;вперед?
dec incy ;назад, значит incy=-1
neg ax ;найдем ax==abs(delta_y)
jmp set_delta_y ;на сохранение
set_y_1:
inc incy ;вперед, значит incy=1;
set_delta_y:
mov delta_y, ax ;delta_y=abs(y2-y1)

;определим большее из проекций как основное напрвление
cmp ax, delta_x ;ax=delta_y
jge from_y ;y будет основным
cmp delta_x, 0 ;проверим, чтобы не было delta_x=0 (для точки),
jz Line_ret ; иначе будет деление на 0
;delta_x>delta_y && delta_x!=0
;основное направление - по оси X
fild delta_y
fidiv delta_x ;st=k=(float)(delta_y/delta_x)

;for (int i=0;i<delta_x;i++)
xor cx, cx ;cx=i
jmp cmp_i_x ;на проверку i<delta_x
x_loop: ;тело цикла
mov i, cx ;запишем переменную цикла в память (для сопроцессора)
fld st ;st=st(1)=k
fimul i ;st=k*i
fimul incy ;st=incy*k*i
call floor ;округлим до целого в большую сторону
fistp i ;сохраним в переменной
mov ax, i ;относительный номер строки на экране
add ax, y1 ;добавим до ординаты начальной точки
mov dx, 320 ;получим индекс начала строки экрана в сегменте экрана
imul dx ; для этого умножим на длину в байтах одной стоки
mov bx, ax ;сохраним bx=y=(y1+floor(incy*k*i))*320
;посчитаем X
mov ax, incx ;X меняется ровно на шаг приращения,
imul cx ; умноженному на индекс точки
add ax, x1 ;добавим абциссу начальной точки ax=x=x1+incx*i

add ax, bx ;сложим с индексом начала строки
mov di, ax ;будем адресовать через di

mov al, color ;цвет точки
mov es:[di], al ;рисуем!

inc cx ;на следующую точку
cmp_i_x:
cmp cx, delta_x ;дошли до конца?
jl x_loop
jmp Line_ret ;на выход

from_y: ;вдоль оси Y
fild delta_x
fidiv delta_y ;st=k=(float)(delta_x/delta_y)

;for (int i=0;i<delta_y;i++)
xor cx, cx ;cx=i
jmp cmp_i_y ;на проверку i<delta_y
y_loop: ;тело цикла
mov ax, incy ;Y меняется ровно на шаг приращения,
imul cx ; умноженному на индекс точки
add ax, y1 ;добавим абциссу начальной точки ax=y=y1+incy*i
mov dx, 320 ;получим индекс начала строки экрана в сегменте экрана
imul dx ; для этого умножим на длину в байтах одной стоки
mov bx, ax ;сохраним bx=y=(y1+incy*i)*320
;посчитаем X
mov i, cx ;запишем переменную цикла в память (для сопроцессора)
fld st ;st=st(1)=k
fimul i ;st=k*i
fimul incx ;st=incx*k*i
call floor ;округлим до целого в большую сторону
fistp i ;сохраним в переменной
mov ax, i ;относительный номер строки на экране
add ax, x1 ;ax=x=x1+floor(incx*k*i)

add ax, bx ;сложим с индексом начала строки
mov di, ax ;будем адресовать через di

mov al, color ;цвет точки
mov es:[di], al ;рисуем!

inc cx ;на следующую точку
cmp_i_y:
cmp cx, delta_y ;дошли до конца?
jl y_loop
Line_ret:
fistp i ;удалим из сопроцессора k
ret
Line endp

;округление до целого в большую сторону
;округление по умолчанию, до ближайщего, не устраивает
floor proc
local CtrlWordOld:word, CtrlWordNew:word
fstcw CtrlWordOld ;сохраним управляющее слово
fclex ;сбросим исключения
mov CtrlWordNew, 0763h ;установим необходимое значение управляющего слова
fldcw CtrlWordNew ;загружаем управляющее слово
frndint ;округляем st до целого
fclex ;сбросим исключения
fldcw CtrlWordOld ;восстановим старое управляющее слово
ret
floor endp

;выводим на экран f(x)=cos(n*x+m*Pi)
;параметр textcolor - цвет текста
PrFun proc textcolor:word
mov bx, textcolor ;цвет
lea si, Pr1 ;первая часть текста
call PrText
lea si, NText ;N в виде строки
call PrText
lea si, Pr2 ;вторая часть текста
call PrText
lea si, MText ;M в виде строки
call PrText
lea si, Pr3 ;третья часть текста
call PrText
ret
PrFun endp

;выводим строку по адресу [si], строка должна заканчиваться 0dh
PrText proc
lodsb
cmp al, 0dh
je PrRet
mov ah, 0eh
int 10h
jmp PrText
PrRet:
ret
PrText endp

.data
n dd 0 ;исходные коэффициенты
m dd 0
coef dd 25. ;коэффициент для масштабирования на экране
sN db 'N= $'
sM db 0dh,0ah,'M= $'
Pr1 db 'f(x)=cos(',0dh
Pr2 db '*x+',0dh
Pr3 db '*Pi)',0dh
NMax db 6
db 0
NText db 7 dup (0)
MMax db 6
db 0
MText db 7 dup (0)
END
5
Об авторе:
"Если вы заметили, что вы на стороне большинства, —
это верный признак того, что пора меняться." Марк Твен
Форма ответа