Консультация № 171670
27.08.2009, 18:10
0.00 руб.
0 15 1
Здравствуйте уважаемые юристы. У нас возникла такая проблема. Дело в том, что под окнами нашего дома в непомерном количестве разрослись огромные деревья. Люди, квартиры которых внизу света вообще не видят, окна выходят на южную сторону, но солнца вообще не бывает. Мы с мужем проживаем в нашем доме в цокольном этаже уже 13 лет. Муж является собственником квартиры. ТСЖ не образовано. За все годы никто и никогда не приводил в порядок прилегающую к дому территорию. Мы писали заявления (к сожалению копий не сохранилось). Даже несколько лет назад обращались в экологическую службу, приходила инспектор, сказала, что нарушения есть, но так как деревья здоровые, никто ничего с ними делать не будет. Конечно документов никаких не составлялось, и не подписывалось. Люди, которые живут в нижних этажах вынуждены жить круглосуточно со светом, летом работают обогреватели, так как в квартирах сыро, и образовывается грибок. Болеют от сырости и дети и взрослые. Соответственно и оплата за свет возрастает. А те жильцы, кто проживают на верхних этажах, те конечно же против выпиловки, и не дают даже кусты выпиливать вплотную под окнами. В общем, противостояние продолжается. Все деревья в основном находятся на расстоянии примерно 6-10 м. , но они огромные, выше нашего 5-этажного дома, и имеют очень густые кроны, которые ни кто никогда не приводил в порядок. Только одна берёза, которая выше всех, находится на расстоянии 4,50 м. от дома. Мы боимся, что корневая система дерева скоро окажется у нас в квартире. В связи с вышеизложенным, у нас возник ряд вопросов, на которые мы просим Вас ответить:
1. Можем ли мы, жители дома, или даже я лично, с привлечением в процессе свидетелей (соседей), обратиться в суд с иском об обязании приведения придомовой территории в порядок, выпиловке деревьев и т.п.
2. Если да, то какие необходимо собрать для этого документы, нужно ли проводить экспертизу и т.п.? Где и как её сделать?
3. Какими нормативными и законодательными актами регулируется этот вопрос, если можно со ссылками на закон?
4. Можно ли решить этот вопрос в досудебном порядке, куда обращаться и если можно, в кратце, порядок наших действий.
Огромное спасибо за все Ваши ответы, если они будут, Вы очень поможете в нашем противостоянии. Большая просьба дать ссылки на законодательство, регулирующее данный вопрос, т.к. хочется обратиться в соответствующие органы не с позиции гражданина, а именно с юридически обоснованной позиции.

Обсуждение

Неизвестный
28.08.2009, 09:30
общий
Вопрос благоустройства - это местный вопрос, т.е. регулируется на уровне Вашего муниципалитета, поэтому следует искать распоряжение или постановление Вашей местной администрации, которым были бы утверждены правила благоустройства. А Вы в вопросе даже свой город не назвали, и как экспертам отвечать?
Неизвестный
28.08.2009, 12:22
общий
Спасибо. Я прошу прощения, совсем не подумала. Я живу в г. Дзержинском Московской области. И где можно найти эти документы?
Неизвестный
28.08.2009, 15:18
общий
Сожалею, я не москвич и даже не с области, поэтому не знаю.
Можно в библиотеке порыться, просмотреть периодические издания, в которых официально публикуются нормативные акты Вашей администрации, но это долго и нудно. Может на сайте Вашей администрации есть раздел законодательство, так проще там посмотреть.
Ага, есть такой, раздел: Нормативные документы Ничего не нашел
Там, на сайте что-то есть про территориальное общественное самоуправление, что связано с участием жителей во всех вопросах, касающихся изменения и благоустройства их жилой среды, взаимодействия населения с органами муниципальной власти: http://www.ugresh.ru/kos/index.html Может Вам с один из указанных там КОСов обратиться?
Неизвестный
28.08.2009, 15:37
общий
Спасибо, но я имела ввиду не столько местные нормативные акты, сколько законодательные нормы вообще. Я нашла сама несколько, а именно: Постановление Госстроя от 27.09.2003 г. № 170 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", ст. 1.8; "Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах" от 15.12.1999 г. № 153 ст. 2.6, ст. 2.6.11, а также примечание. Также просмотрела СаНПИН, там тоже должно что-то быть, но я не не нашла. Так вот, согласно этом нормам, нарушения есть, и они очевидны, хотя бы то, что норма в 5 м. от стен здания указана для деревьев с кроной в диаметре до 5 метров, для деревьев с большей кроной, это норама должна быть увеличена пропорционально. А также, что деревья не должны нарушать нормы инсоляции и освещения в жилых помещениях в принципе. Вот и встаёт вопрос в том, что нормы то есть, а нарушения не устраняются. Вот и не знаем, уже какие действия предпринимать, т.к. без разрешения эколога вырубку деревьев производить нельзя, а эколог говорит, что ДА, НАРУШЕНИЯ ЕСТЬ, но так как деревья здоровые, вырубать жалко, то и разрешения не дает. Опять же, когда заходит разговор, что по нормам обслуживающая организация должна проводить санитарную обрезку крон ежегодно, а омолаживающую - раз в 2-3 года, почему то в ответ тишина. Все упирается в деньги, и как сдвинуть эту машину (а машинка то не такая и больша) с места не понятно. Куда, писать, куда обращаться, тоже не понятно. В суд идти. боюсь, что тоже все упрется в эколога, а экспертизу проводить дорого, и не факт, что выиграешь дело. Но ведь с каждым годом, деревья вырастают все больше, и нарушений становится все больше. А люди живут как в берлогах, в сырости, и без света. Зато деревья здоровые.
Неизвестный
28.08.2009, 17:52
общий
Постановление Госстроя от 27.09.2003 г. № 170 "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда", ст. 1.8

Там говорится только о том, что техническое обслуживание зданий включает в себя уход за зелеными насаждениями (поливать, окучивать, собирать насекомых, подрезать старые ветки и тп, но никак не вырубать ))) ).
"Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах" от 15.12.1999 г. № 153

Носят рекомендательный характер и необязательны для исполнения.

так как деревья здоровые, вырубать жалко, то и разрешения не дает

В Вашем субъекте (Московская область) действует Закон МО от 29.11.2005 № 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области", согласно ч. 1 ст. 22 которого пересадка или вырубка деревьев и кустарников на землях, не входящих в лесной фонд, в том числе сухостойных и больных, без соответствующей разрешительной документации не допускается. Разрешение выдается органом местного самоуправления. Так, если уж больные деревья без разрешения вырубить нельзя, то что уж говорить о здоровых.
А ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" говорит об охране зеленого фонда городских поселений, т.е. системе мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
К тому же, если и будет разрешена вырубка зеленых насаждений в городе, то только с компенсацией, т.е. посадить то же количество вырубленных деревьев или оплатить затраты по их посадке специалистами (специализированными организациями).

по нормам обслуживающая организация должна проводить санитарную обрезку крон ежегодно, а омолаживающую - раз в 2-3 года

Ну так это, опять же, уход за деревьями. К тому же, крона - это лишь макушка дерева и обрезается она в целях ухода за деревом, а не для того, чтоб "было видно небо".

Я же не зря Вам говорю, что нужно смотреть Ваше местное законодательство...
О! У Вас в МО есть Закон № 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", не знаю, действует сейчас или нет. Согласно ч. 1 ст. 22 этого Закона ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Вот и обратитесь с заявлением в Госадмтехнадзор МО с заявлением, указав, что обрезка деревьев не производится, ветки этого дерева ограничивают доступ света, чем попраны Ваши естественные права (закрепленные Конституцией РФ) и гражданские права на полноценный доступ света в жилое помещение

В суд идти. боюсь, что тоже все упрется в эколога

А с какими требованиями и к кому?
Если только требовать установить сервитут, чтобы запретить местной администрации насаждением деревьев (а равно и неуходом за этими деревьями) препятствовать потоку света в Ваши окна

Может стоит предложить местной администрации обмен. Вы вырубаете эти деревья, на их месте высаживаете кустарники и еще деревья сажаете в другом месте? Только этот вариант нарушит естественные права (закрепленные Конституцией РФ) и гражданские права жильцов верхних этажей на тень и прохладу от веток этих деревьев

Прошу прощения, предлагаю варианты решения на полном серьезе, а самому смешно от всех этих предложенных формулировок
Неизвестный
28.08.2009, 18:17
общий
Спасибо. Вот и нам смешно, что вырубить одно дерево, которое высажено с нарушениям норм (пусть и рекомендательных) нельзя, а нарушать права нескольких десятков людей на нормальное освещение, инсоляцию и здоровье можно. Ведь проживая несколько лет в таких условиях у наших детей не проходящие простудные и бронхиальные заболевания, у моей соседки астма в достаточно тяжелой степени и т.д. Я уж не говорю, что от сырости в квартирах уже мокрицы бегают, и с грибком справляться трудно. Ведь известно, что под кронами деревьев скапливаются вредные вещества, которые как раз и достаются жителям нижних этажей.
Я обязательно постараюсь найти и посмотреть местное законодательство. А вот за ссылочку на Закон МО № 161/2004 отдельное спасибо. Я убедилась, что наши местные "органы" в лице экологической и коммунальной служб не очень грамотны в плане юриспруденции и в заявлении можно "припугнуть" их этим законом. Самой смешно, но вдруг "испугаются". Ведь, когда мы сказали, что будем обращаться в Жил.инспекцию и в Роспотребнадзор, они сами пришли, и предложили написать ещё одно заявление экологу, и сказали, что возможно он разрешит выпиловку одного дерева и опиловку крон (имеется ввиду отдельных веток, нам даже это очень облегчит жизнь, правда не надолго). Так что, будем надеяться и писать дальше.
Неизвестный
28.08.2009, 18:46
общий
которое высажено с нарушениям норм (пусть и рекомендательных) нельзя

Не правильно. Рекомендательные нормы нарушить нельзя, поскольку на то они и рекомендательные (ни к чему не обязывают).

едь проживая несколько лет в таких условиях у наших детей не проходящие простудные и бронхиальные заболевания, у моей соседки астма в достаточно тяжелой степени и т.д.

Это доподлинно установлено? Есть соответствующие медицинские заключения??? То есть специалистами точно установлено что заболевания детей и соседки не прекращаются именно в результате того, что деревья закрывают свет?
Наговорить-то можно чего угодно. Вон, у наших соседей у мужа с печенью проблемы. Уверен, это из-за того, что местные власти возле нашего подъезда асфальт не выложили. Никак иначе. То что он пьет, то это ерунда - все пьют. А вот асфальт это уже совсем другое дело...
Неизвестный
28.08.2009, 19:11
общий
Это конечно доподлино не известно, но одним из факторов это может быть, с этим согласны даже эколог и коммунальщики. (((наговорить то можно чего угодно))) Согласна. Но вот жить в таких условиях почему-то никто не хотел бы. Очень обидно, что у нас очень много важных норм носят рекомендательный характер, ни к чему не обязывающих. Те кто живут в нормальных условиях думают точно также как и Вы.
Я больше не буду с Вами спорить, спасибо, что отвечали.
давно
Советник
165618
369
28.08.2009, 19:14
общий
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 ст.23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
На основании п.3.1 Санитарных правил и норм СанПнН 2.2.1/2.1.1.1076-01, продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.
Может это Вам чем-то поможет...
Неизвестный
28.08.2009, 23:44
общий
Prawolex, спасибо, я выше писала, что искала эти Санитарные правила и нормы, но что-то не нашла. Я давно как-то про это читала, там ещё было где-то написано, что в Центральной части уровень инсоляции должен быть непревывным не менее 2-х часов, или как-то так. Ещё я где-то находила строительные нормы по высадке деревьев в городах, тоже в санитарных правилах, но вот сейчас смогла найти только рекомендательные нормы, о которых писала выше, и в них тоже есть ссылка на эти санитарные нормы:"Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах" от 15.12.1999 г. № 153 ст. 2.6.11. Деревья и кустарники следует высаживать в соответствии с существующими в строительстве правилами и нормами, в частности, регламентируются расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (СНиП)". Если эти правила носят рекомендательный характер, то Санитарные нормы носят обязательный характер. Вот эти строительные нормы я никак не могу найти. Может Вы поможете?
Спасибо Вам за те ссылки, которые дали, мне это обязательно поможет.
Неизвестный
29.08.2009, 12:29
общий
это ответ
Здравствуйте, Ольга Андреева!
Необходимо обрадиться в Жилинспекцию и Роспотребнадзор, ссылаясь на нормы, приведенные в Приложении.

Приложение:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2003 г. N 170

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ И ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ

3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории

3.8. Озеленение
3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
3.8.3. Сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
3.8.4. Не следует осуществлять посадку женских экземпляров тополей, шелковиц и других деревьев, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2006 г. N 491
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме;
II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА
10. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
13. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
14. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 8. Права граждан

Граждане имеют право:
на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2006 г. N 60
Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.
Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее - мониторинг).
Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Утвержден
Приказом Роспотребнадзора
от 19.07.2007 N 224

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ
ЭКСПЕРТИЗ, ОБСЛЕДОВАНИЙ, ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПЫТАНИЙ
И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ, ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ИНЫХ ВИДОВ ОЦЕНОК
II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических
экспертиз, обследований, исследований, испытаний
и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:
- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
5
Наталья Валерьевна. Спасибо Вам большое за помощь. Я обязательно воспользуюсь данными ссылками при написании заявления. Я уже тоже думала обращаться в Жилинспекцию и Роспотребнадзор, но не могла найти необходимых для озвучивания своей позиции нормативных актов. Теперь я знаю на что ссылаться в заявлении, оказывается не так мало норм регулируют указанные вопросы, только жаль, что они очень плохо работают. Будем надеяться, что у нас все получится.
давно
Советник
165618
369
29.08.2009, 18:09
общий
Посмотрите здесь
Неизвестный
29.08.2009, 21:29
общий
Prawolex, спасибо.
давно
Советник
165618
369
30.08.2009, 04:09
общий
Спасибо Вам Ольга, что есть такие как ВЫ, которые до последнего борются за свои права!
Удачи!
Неизвестный
30.08.2009, 15:55
общий
Будем стараться, очень хочется, чтобы и нас, маленьких, услышали!
Форма ответа