Консультация № 171406
17.08.2009, 11:45
0.00 руб.
17.08.2009, 12:01
0 9 2
Здравствуйте! Прошу вашей помощи, очень срочно... Мой друг попал в такую ситуацию. Он военнослужащий по контракту (старший ординатор инфекционного отделения). В настоящее время эта служба - единственная возможность существования его семьи. С его слов, сегодня ему было предложено написать рапорт о том, что он принимает решение уволиться (оставить) службу в связи с "организационно-правовыми мероприятиями". Я не специалист по военнослужащим (и трудовому праву), прошу помочь, как лучше заставить командира части использовать "переобучение" или "повышение квалификации" за счет Вооруженных сил (я поняла, что ему ничего не разрешают и говорят все на словах), какие нормативные акты- использовать? Каков процесс увольнения? Аналогичен ли обычному ТК РФ? - Обязаны ли ему выплатить деньги, как при сокращении? В общем - я запуталась и в негодовании от нашей доблестной армии.

Обсуждение

Неизвестный
17.08.2009, 12:54
общий
это ответ
Здравствуйте, E-LIKA!
Согласно с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы менее 10 лет в размере пяти окладов денежного содержания.
Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, уволенным по тем же основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.
Пункт 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий устанавливает, что уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

насколько я знаю, ТК здесь не применяется
4
спасибо за участие.
Неизвестный
17.08.2009, 13:24
общий
Не совсем согласен с Натальей Валерьевной. ТК применяется и в регулировании воинской службы (а также в отношении гос. служащих, судей и др.), но не в полном объеме, т.е. нормы ТК не применяются, если специальными законами (о военной службе, о госслужбе, о статусе судей, о прокуратуре и пр.) предусмотрено иное.
Неизвестный
17.08.2009, 13:49
общий
Елизарова Наталья Валерьевна:
Наталья Валерьевна, правильно ли я понимаю, что рапорт - это своего рода письменное доказательство его уведомленИЯ О СОКРАЩЕНИИ? (за 2 месяца,..)?
Скажите, а как-нибудь возможно избежать "сокращения"?
Неизвестный
17.08.2009, 13:57
общий
17.08.2009, 18:33
это ответ
Здравствуйте, E-LIKA.

E-LIKA, смотрите положения Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Его нормы носят специальный характер по отношению к положениям Трудового кодекса РФ, поэтому в случае противоречий применению подлежат нормы этого закона.

Что касается Вашего случая, то абз. п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Случаи досрочного увольнения предусмотрены п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (см. Приложение), в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим при увольнении с военной службы
в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие. Размеры и условия выплаты этого пособия установлены названной статьей, а также постановленим Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.

Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более в год увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно. Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, установлен приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009 № 95.

Если военнослужащего увольняют незаконно, то он подлежит восстановлению и ему возмещаются причиненные увольнением убытки (+ моральный вред по его желанию) - см. п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В общем, как я полагаю, исходя из изложенного командир части пожелал Вашему другу добра в том плане, что при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями Вашему другу будет выплачено единовременное пособие + он сохраняет право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с него платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия.

Приложение:
Пункт 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе":
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
е) как не выдержавший испытание;
е.1) в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Пункт п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих":
3. Военнослужащим - гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;
от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;
от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;
20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.
Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.
Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное окладу денежного содержания, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - пяти окладам денежного содержания".
5
Ответ - как всегда полный, особенно в мини-форуме. Огромное спасибо!
Неизвестный
17.08.2009, 13:59
общий
ИМХО, рапорт в данном случае = увольнение по собственному желанию.
Неизвестный
17.08.2009, 14:29
общий
Nick Studylaw:
Рапорт - это по собственному желанию? Хм, а если его не писать - соответсвенно - сокращение по закону (ну, по военному ))...) Так, тогда, нужно ждать уведомления официального, так?
Неизвестный
17.08.2009, 16:10
общий
Согласно п. 12 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237):
Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.
Увольнение с военной службы по другим основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.


Совместными указаниями начальников Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Главного управления кадров Министерства обороны РФ и Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 13 июля 1999 г. № 180/3/339 определено, что к ОШМ (организационно-штатным мероприятиям), имеющим отношение к изменению служебно-должностного положения военнослужащих, относятся следующие мероприятия:
1. Расформирование (ликвидация) органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций (далее - воинские части).
2. Переформирование (реорганизация) воинских частей.
3. Передислокация воинских частей.
4. Перевод на другие штаты и внесение изменений в штаты воинских частей (исключение воинской должности, изменение наименования структурного подразделения, воинской должности, воинского звания, военно-учетной специальности, тарифного разряда или уровня образования, проводимых на основании директив Министра обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
5. Мероприятия, проводимые после издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие порядок замещения военнослужащими и гражданским персоналом иных воинских должностей.

Комментарий к п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ("Комментарий к федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) (издание 3-е, переработанное и дополненное) / А.С. Зорин, А.В. Кудашкин, Я.В. Лобов, А.И. Тюрин, К.В. Фатеев, С.В. Шанхаев // За права военнослужащих, 2007):
...
В соответствии с подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями:
- при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 комментируемого Федерального закона и Положением о порядке прохождения военной службы, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
- при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
Перечисленные причины увольнения по организационно-штатным мероприятиям выступают в роли юридических дозволений возможного поведения субъектов военно-служебных отношений, предоставляя возможность действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать установленные административно-правовой нормой действия.
При наличии в воинской части организационно-штатных мероприятий командир вправе вывести военнослужащего в распоряжение на срок не более шести месяцев; предложить занять высшую или низшую воинскую должность с согласия военнослужащего; назначить на равную воинскую должность без согласия военнослужащего. Военнослужащий при организационно-штатных мероприятиях может дать согласие на перевод к новому месту военной службы (при назначении на высшую или низшую воинскую должность), заявить об отказе от назначения на высшую или низшую воинские должности и желании уволиться с военной службы по рассматриваемому основанию и т.п.


Ну, и напоследок Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2003 год:
...

УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Основания и порядок увольнения военнослужащих с военной службы установлены статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы. В случае конкуренции норм данной статьи и других статей Положения, в том числе определяющих порядок назначения на воинские должности, при решении вопроса об увольнении применяются нормы статьи 34 Положения.
Офицер Б. обжаловал в суде действия соответствующего командира, связанные с отказом в представлении заявителя к досрочному увольнению с военной службы на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
Решением 77-го гарнизонного военного суда жалоба Б. удовлетворена.
Определением Балтийского флотского военного суда данное решение отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Постановлением президиума Балтийского флотского военного суда определение кассационной инстанции отменено и оставлено в силе решение 77-го гарнизонного военного суда.
В надзорной жалобе в Военную коллегию должностное лицо просило постановление президиума флотского суда отменить в связи с существенным нарушением норм материального права.
По его мнению, суд ошибочно, вне контекста с другими правовыми нормами, истолковал подпункт "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, определяющий порядок досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
В определении об отказе в истребовании данного гражданского дела в Военную коллегию указано следующее.
Как видно из имеющихся материалов, воинская должность, на которой Б. проходил военную службу по контракту, подлежала сокращению. Будучи не согласен с назначением на другую равную воинскую должность, Б. обратился к командованию с просьбой о досрочном увольнении в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. Однако в этом ему было отказано.
Подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность.
Все перечисленные условия имеют место по делу Б. и сторонами не оспариваются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 статьи 11 Положения назначение военнослужащего на другую равную воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями, действительно, осуществляется без его согласия.
Однако поскольку данная норма Положения регулирует иные отношения, связанные с назначением военнослужащих на воинские должности, а статья 34 Положения - с увольнением военнослужащих с военной службы, применению в данном случае (после обращения военнослужащего с рапортом об увольнении) подлежит последняя из указанных статей.
Поэтому отказ в представлении Б. к увольнению по указанному основанию является незаконным.
Военнослужащий может быть уволен с военной службы только лишь при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
И. оспорил в Уссурийском гарнизонном военном суде действия командира воинской части, отказавшегося представить заявителя к досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Суд гарнизона требования И. удовлетворил и обязал воинское должностное лицо представить соответствующие документы на увольнение заявителя с военной службы по указанному основанию.
Отменяя данное решение, Дальневосточный окружной военный суд указал следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Исчерпывающий перечень таких оснований содержится в подпункте "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
В судебном заседании установлено, что заявитель ранее проходил военную службу на воинской должности оперативного дежурного - начальника смены командного пункта дивизии, которой соответствовал 10 тарифный разряд.
Ввиду сокращения этой должности И. с его согласия был назначен на аналогичную воинскую должность с 8-м тарифным разрядом. При этом за ним был сохранен оклад по ранее занимаемой воинской должности, то есть по 10-му тарифному разряду.
В дальнейшем согласно директиве Генерального штаба, изданной во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 в целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и соответствия основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих, тарифный разряд, по которому фактически исчислялся должностной оклад заявителя, стал 18-м, а по занимаемой им должности ранее установленный 8-й тарифный разряд стал соответствовать сначала 16-му, а затем 17-му разряду (то есть ниже тарифного разряда, по которому фактически исчислялся и выплачивался заявителю оклад по воинской должности).
Поскольку такие мероприятия по изменению тарифных разрядов должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не носят характера организационно-штатных, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Положения, основания для увольнения И. с военной службы отсутствуют.
Учитывая, что по делу не требовалось собирания и дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены достаточно полно и правильно, а судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия нашла необходимым без передачи дела на новое рассмотрение вынести по нему новое решение, отказав в удовлетворении заявления И.
...


Надеюсь после прочтения этого материала Вам станет немного яснее.

Так вот, по ОШМ военнослужащий может быть уволен, а может и нет. ОШМ можно использовать и как "по соглашению сторон" и как "по инициативе работодателя" и как "по инициативе работника". Военным юристам очень удобно, все основания увольнения в одной статье - крути как тебе хочеться )))
Даже если Ваш друг не напишет рапорт (что можно рассматривать как "по инициативе работника"), он все равно может быть уволен (т.е. как "по инициативе работодателя"), а может и нет )))
Неизвестный
17.08.2009, 19:42
общий
ТК применяется и в регулировании воинской службы (а также в отношении гос. служащих, судей и др.), но не в полном объеме, т.е. нормы ТК не применяются, если специальными законами (о военной службе, о госслужбе, о статусе судей, о прокуратуре и пр.) предусмотрено иное

ч.8 ст.11 ТК: Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы...
Не верная расстановка акцентов.
ТК применяется к военнослужащим, только если они привлечены к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы (ч.8 ст.10 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ").

Неизвестный
18.08.2009, 10:45
общий
Lion:
согласен, верное замечание.
Форма ответа