Консультация № 189540
02.06.2016, 07:37
0.00 руб.
0 1 1
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:
Для какого философского направления характерно такое понимание истины? Приемлемо ли оно с точки зрения диалектического материализма?
«Обыкновенно мы называем истиной согласие предмета с нашим представлением. Мы имеем при этом, в качестве предпосылки, предмет, которому должно соответствовать наше представление о нем. В философском смысле, напротив, истина ... вообще означает согласие некоторого содержания с самим собою. Это, следовательно, совершенно другое значение истины, чем вышеупомянутое. Впрочем более глубокое (философское) значение истины встречается и в обычном словоупотреблении; мы говорим, например, об истинном друге и понимаем под этим такого друга, способ действия которого соответствует пониманию дружбы; точно так же мы говорим об истинном произведении искусства. Неистинное означает в этих выражениях другое, несоответственное самому себе. В этом смысле плохое государство есть неистинное государство, и плохое и неистинное вообще состоит в противоречии, имеющем место между ... понятием и существованием предмета».
Гегель Г.В.Ф. Мир философии М.,1991, ч. 2,С. – 217.

Обсуждение

давно
Профессор
230118
3054
03.06.2016, 16:31
общий
это ответ
Здравствуйте, mariha!

Такое понимание истины характерно для идеализма. За отправную точку берется "наше представление". Но что такое представление? С точки зрения материалистической представление возникает в человеке в процессе воспитания, от других людей. У человечества в целом представления о дружбе, о государстве возникли в процессе реальной жизни. Изначально было бытие.

Диалектический материализм рассматривает истину как процесс. Она не дается непосредственно и не является неизменным отражением объекта. Истина — результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания. Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.

Скажем, утверждения "ядра атомов состоят из протонов и нейтронов" или "Земля вращается вокруг Солнца", "труд создал человека" и др. являются объективно истинными. Быть материалистом — значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом, который постигает и абстрактные понятия.

Как же познается объективная истина? Это есть вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.
Диалектико-материалистический принцип развития относится и к истине, которая не возникает сразу, без всякого отношения к предшествующим взглядам, а развивается постепенно, ибо развиваются и объект познания, и способности, и средства субъекта познавать объект.
Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:

1) абсолютно полное знание обо всем, что было, есть и будет в мире;
2) моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;
3) так называемые "вечные" ("окончательные") истины.

В первом случае абсолютная истина недостижима, но нет пределов все более полного "овладения" ею.

Во втором и третьем смыслах абсолютная истина "включается" в человеческое познание на каждом из его этапов, и таким образом истиной является не только абсолютная истина, т.е. полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительное, неполное, т.е. относительная истина.
Форма ответа