Консультация № 181930
18.01.2011, 12:30
54.66 руб.
0 3 2
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Помогите пожалуйста ответить на следующие вопросы и желательно побыстрее а то мне надо готовиться к экзамену а этих вопросов не хватает =\
1.Сталинская модернизация СССР в 30-е гг.: цели, характер проведения и итоги.
2.Внешняя политика СССР в 1939 - 1941 гг.
3.Экономические реформы 50-60 гг.ХХ в.: ход и итоги. Политика "Волюнтаризма".
4. Изменения в обществе 70-80-х гт. XX в.: характер отношений власти и общества.
5. Кризис 80-х гт. в СССР в экономике и внутренней политике.
6. Изменение политической ситуации в СССР в эпоху перестройки (1985-1991 гг.).
7. Путч ГКЧП 1991 г. и приход к власти Ельцина Б. Н.
8. Либерально-демократические реформы в России в 90-е гг. XX в.: задачи, цели, содержание, первые итоги.
9. Кризис власти в 1993 г. Характер противостояния исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в Российской Федерации.

Обсуждение

Неизвестный
18.01.2011, 14:30
общий
уважаемые эксперты помогите пожалуйста мне очень сильно нужно и срочно =\
давно
Профессор
230118
3054
18.01.2011, 15:47
общий
это ответ
Здравствуйте, Антон Соложенцев!

1
Период реализации двух первых пятилетних планов в истории СССР с 1 октября 1928 до конца 1937 г. был временем осуществления уни­кального в мировой истории опыта построения социализма «в отдель­но взятой стране». Проект строительства вырисовывался в 1924—1928 гг. в постоянных спорах между своеобразными «почвенниками», призы­вавшими строить социализм на территории СССР, не дожидаясь по­беды мировой революции, и «интернационалистами», полагавшими невозможным его построение в России без мировой пролетарской революции и помощи будущих «передовых» социалистических стран Европы и Америки заведомо «отсталому» СССР.

Победа одной из сторон далась нелегко. Она сопровождалась из­гнанием с властного Олимпа, из Политбюро ЦК ВКП(б), принципи­альных противников «ограниченной, националистической идеи». Оп­понентами Сталина и его влиятельного последователя — члена Полит­бюро, главного редактора газеты «Правда» Н. И. Бухарина — во время идейных битв были члены Политбюро Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и многочисленные ич сторонники в советской Красной Армии, Коминтерне, руководящих элитах Москвы и Ленинграда.

Однако это было не только время словесных дуэлей. За эти годы, в условиях рыночных отношений, завершилось восстановление народ­ного хозяйства, страна в основном восполнила экономический урон, понесенный в ходе революции и Гражданской войны, В хозяйственной жизни наряду с государственными участвовали капиталистические предприятия, кооперативы. К октябрю 1928 г. народное хозяйство СССР по ряду показателей уже существенно превосходило наиболее высо­кий в дореволюционной истории уровень 1913 г.

К началу первой пятилетки стали просматриваться контуры конк­ретного плана индустриализации страны. ВСНХ во главе с членом Политбюро В. В. Куйбышевым определял ее как ускоренное в течение целого ряда лет развитие социалистической промышленности, преж­де всего производства продукции машиностроения, энергетики, хи­мии, металлургии, при обеспечении ежегодного прироста на 19—20%,
с тем чтобы промышленность стала главной отраслью народного хо­зяйства. Промышленный рывок должен был превратить ввозящую машины и оборудование страну в производящую их. Поскольку СССР противопоставлял себя капиталистическому миру, он вынужден был создавать военную промышленность, не рассчитывая на импорт стра­тегически важных товаров из капиталистических стран. Основные сред­ства для создания индустрии должна дать социалистически перестра­иваемая деревня.

Само собой подразумевалось, что перестройка таких масштабов в условиях «диктатуры пролетариата» не могла обойтись без принужде­ния как отдельных членов правящей партии, так и широких масс тру­дящихся к выполнению партийных и государственных решений. Руко­водящим участникам российского политического процесса репрессии представлялись «необходимым элементом» перестройки страны.

Опора на экономические рычаги в изыскании средств для инду­стриализации предполагала использование существовавших в условиях нэпа разных форм собственности, товарно-денежных отношений, пред­приимчивости в ведении сельского хозяйства и легкой промышленнос­ти ради накопления в этих отраслях средств, которые можно использо­вать для создания тяжелой промышленности. Этот путь, по которому предлагал идти лидер возникшего в партии «правого уклона» Н. И. Бу­харин, предполагал продолжение нэпа. На него встали члены Полит­бюро: Председатель правительств СССР и РСФСР А. И. Рыков; глава ВЦСПС М. П. Томский; кандидат в члены Политбюро в 1926—1929 гг., секретарь ЦК, первый секретарь Московского комитета партии < 1924— 1928), нарком труда СССР (1928-1930) Н. А. Угланов.

Второй путь, к которому все больше склонялись Сталин и его сторонники, имел целью концентрацию всего хозяйства в руках госу­дарства, использование внеэкономических, командно-административ­ных методов мобилизации имеющихся в стране ресурсов для индуст­риализации. Это означало свертывание нэпа; изъятие ресурсов из сель­ского хозяйства и легкой промышленности; использование их для ускоренного создания тяжелой промышленности, которая в свою оче­редь могла послужить основой для перевооружения и ускоренного развития всех других отраслей народного хозяйства.
Победа Сталина и его сторонников над «правым уклоном» в партии открывала путь безудержному форсированию индустриализации и коллективизации.
27 октября 1929 г. в газетах опубликовано обращение рабочих заво­да «Красное Сормово» к трудящимся Советского Союза с призывом начать борьбу за выполнение пятилетки в четыре года. Через несколь­ко дней этот лозунг подхватили крупнейшие предприятия страны. В ноябре пленум ЦК партии одобрил начинания угольщиков о вы­полнении пятилетки за четыре года и тракторостроителей — в три года обогнать Америку. Первый всесоюзный съезд ударных бригад (5— 10 декабря 1929) принял обращение к рабочим страны с призывом о досрочном выполнении заданий пятилетки за четыре года.

К осени 1929 г. стали приносить плоды предпринимавшиеся с XV съезда партии (декабрь 1925) меры по подготовке к переходу де­ревни на сплошную коллективизацию. Если летом 1928 г. в стране су­ществовало 33,3 тыс. колхозов, объединявших 1,7% крестьянских дво­ров, то к лету 1929 г. их стало 57 тыс., в которых было уже свыше миллиона (3,9%) хозяйств. В некоторых районах Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, ЦЧО колхозными стали от 30 до 50% кресть­янских дворов. За три месяца (июль—сентябрь) их в колхозы вступило около миллиона, почти столько же, сколько за 12 послеоктябрьских лет. Это означало, что на путь колхозов стали переходить основные слои деревни — середняки.

Опираясь на эту тенденцию, Сталин и его сторонники перешли к пересмотру только что принятых планов по коллективизации и потре­бовав завершить ее в основных зерновых районах страны за год. Тео­ретическим обоснованием форсирования перестройки деревни яви­лась статья Сталина «Год великого перелома» (Правда. 1929. 7 ноября). В ней говорилось, что крестьяне пошли в колхозы «целыми деревнями.

Таким образом, в ноябре 1929 г. Центральным Комитетом была дана установка местным партийным и советским органам развернуть сплошную коллективизацию не только селений и округов, но и обла­стей. Для оказания помоши в организации колхозов было решено на­править в деревню не менее 25 тыс. передовых рабочих.

В речи на конференции аграрников-марксистов в декабре 1929 г. Сталин сформулировал задачу ликвидировать класс кулачества как необходимое условие развития колхозов и совхозов. «Большим скач­ком» в развитии, новой «революцией сверху» предполагалось разом покончить со всеми социально-экономическими проблемами, корен­ным образом сломать и перестроить сложившийся хозяйственный ук­лад и народно-хозяйственные пропорции. Революционное нетерпе­ние, энтузиазм масс, настроения штурмовщины, в определенной мере присущие русскому национальному характеру, цинично эксплуати­ровались высшими руководителями страны. В управлении экономикой возобладали административные рычаги, обесценивалась материаль­ная заинтересованность работников в лучших результатах труда. Конец 1929 г., названного годом «великого перелома», по существу стал за­вершением периода нэпа в истории страны.

В результате идеологической борьбы, обострившейся из-за опасе­ний возникновения единого оппозиционного «право-троцкистского» фронта, Сталин и его сторонники одержали верх над «правыми уклонистами», обвиненными в пособничестве буржуазии и насажден капитализма в деревне. Победа закреплялась вытеснением оппозиционеров из руководящих партийных и государственных структур.

XVII съезд партии, проходивший 26 января — 10 февраля 1934 г., долгое время фигурировал в истории как съезд победителей. Он отме­тил победу на фронте социалистического строительства в результате успешного выполнения первого пятилетнего плана и утвердил резо­люцию «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)», задачи которого были — окончательная лик­видация капиталистических элементов и завершение технической ре­конструкции народного хозяйства.

Основой первого пятилетнего плана стала обширная строитель­ная программа. Новое строительство поглотило безработицу (1365 тыс. человек на 1 октября 1928) и аграрное перенаселение. В 1931 г. был закрыта биржа труда и торжественно провозглашено отсутствие и н допущение впредь безработицы. С 1927 по 1930 г. в СССР было сдано эксплуатацию 323 новых предприятия.

Искусственное взвинчивание темпов роста промышленности п вело к серьезному нарушению баланса между отраслями. Распылен ресурсов на строительство не предусмотренных планом объектов н могло быть компенсировано только энтузиазмом. Новостройки созд вались в тяжелейших условиях: не хватало механизмов, строительн материалов, инженеров и техников. Строители, воодушевлявшиеся мечтами через четыре года преобразить новостройки в «город-сад жили в наскоро построенных бараках и землянках, скудно питались и одевались.
Достигнутые в экономике успехи позволили уже в январе 1933 г. заявить о выполнении пятилетки за 4 года и 3 месяца.
С учетом опыта первой пятилетки тактика претворения в жизнь форсированной индустриализации на новом этапе была изменена. Искусственного взвинчивания темпов уже не наблюдалось, хотя не­которые нереальные задания в план были включены. В целом плано­вые задания второй пятилетки (1933—1937), принятые на XVII съезде партии, оказались более взвешенными по сравнению с первоначаль­ными.

Как и предыдущая, вторая пятилетка объявлена выполненной досроч­но — за 4 года и 3 месяца. Основные усилия в этот период были под­чинены задаче завершения технической реконструкции народного хо­зяйства, завершению строек и освоению новых предприятий. За 1933— 1937 гг. в различных регионах СССР возведено 4,5 тыс. новых заводов, фабрик, шахт, электростанций (в отличие от первой пятилетки, каж­дый день в строй действующих вступало не одно, а в среднем три новых крупных предприятия).
К концу второй пятилетки техническая реконструкция СССР была II основном завершена. Неимоверным напряжением сил всего населе­ния обеспечивался постоянный рост промышленного производства, и среднем на 17% за год.
Высокие темпы промышленного развития достигнуты также за счет низкого стартового уровня, командно-приказных методов руковод­ства. Целям форсированной индустриализации отвечало массовое ис­пользование дешевой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевлен­ных утопической идеей строительства бесклассового, изобильного об­щества. Большую роль сыграли различные формы социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение производственных за­даний — ударничество в годы первой пятилетки, стахановское движение за повышение производительности труда и лучшее использование техники — во второй.
давно
Мастер-Эксперт
680
2811
18.01.2011, 19:18
общий
это ответ
Здравствуйте, Антон Соложенцев!
2 вопрос.
Внешняя политика СССР в 1939—1940 годах (краткий вариант, источник - wikipedia, История СССР

В ночь на 17 сентября 1939 г. СССР начал Польский поход во входившие в состав Польши Западную Украину и Западную Белоруссию (включая район Белостока), а также Виленский край, которые согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом были отнесены к сфере интересов СССР. 28 сентября 1939 г. СССР заключил с Германией Договор о дружбе и границах, которым была зафиксирована, примерно по «линии Керзона», «граница между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства». В октябре 1939 г. Западная Украина вошла в состав УССР, Западная Белоруссия вошла в состав БССР, Виленский край был передан Литве.

В конце сентября — начале октября 1939 года с Эстонией, Латвией и Литвой, которые согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом были отнесены к сфере интересов СССР, были заключены договоры, в соответствии с которыми на территориях этих государств были размещены советские военные базы.

5 октября 1939 года СССР предложил и Финляндии, которая тоже согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом была отнесена к сфере интересов СССР, рассмотреть возможность заключения с СССР пакта о взаимопомощи. Переговоры были начаты 11 октября, однако Финляндия отклонила предложения СССР как по пакту, так и по аренде и обмену территорий. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Эта война 12 марта 1940 года завершилась подписанием Московского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Финляндии. Однако первоначально намеченная цель — полный разгром Финляндии — не была достигнута, а потери советских войск были слишком велики в сравнении с планами, предполагавшими лёгкую и быструю победу малыми силами. Престиж Красной Армии как сильного противника был подорван. Это произвело сильное впечатление в частности на Германию и подтолкнуло Гитлера к идее напасть на СССР.

В большинстве государств, также как и в СССР до войны, недооценивали финскую армию, а главное — мощность укреплений «линии Маннергейма», и считали, что она не может оказать серьёзного сопротивления. Поэтому «долгая возня» с Финляндией была воспринята как показатель слабости и неподготовленности Красной Армии к войне.

14 июня 1940 г. советское правительство предъявило ультиматум Литве, а 16 июня — Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал — от этих государств требовалось привести к власти дружественные СССР правительства и допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты. 15 июня советские войска вошли в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию. Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах во всех трёх государствах победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — единственные избирательные списки, допущенные к выборам. Вновь избранные парламенты уже 21—22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3—6 августа 1940 г., в соответствии с решениями эти республики были приняты в состав Советского Союза.

После начала германской агрессии против СССР летом 1941 года недовольство жителей Прибалтики советским режимом стало причиной их вооружённых нападений на советские войска, что способствовало продвижение немцев к Ленинграду.

26 июня 1940 СССР потребовал от Румынии передачи ему Бессарабии и Северной Буковины. Румыния согласилась с этим ультиматумом и 28 июня 1940 года на территорию Бессарабии и Северной Буковины были введены советские войска (подробнее см. Присоединение Бессарабии к СССР). 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав Молдавской ССР были включены: город Кишинёв, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Кагульский, Кишинёвский, Оргеевский, Сорокский), а также город Тирасполь и 6 из 14 районов бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тираспольский). Остальные районы МАССР, а также Аккерманский, Измаильский и Хотинский уезды Бессарабии отошли к Украинской ССР. В состав Украинской ССР также вошла Северная Буковина.

Подробнее, с рассмотрением договоров с другими государствами
Форма ответа