Консультация № 177610
02.04.2010, 23:01
0.00 руб.
0 1 1
Здравствуйте уважаемые эксперты. Помогите пожалуйста решить задачу.
В театре "На Таганке" в некоторых спектаклях используют так называемый световой занавес. В зале и на сцене выключают свет и включают прожектора рампы, расположенные на полу сцены по её переднему краю, и скрытые от публики бортом. Прожектора светят вверх, создавая светящийся занавес из пыли, всегда присутствующей в воздухе. Этот световой занавес скрывает всё, что находится за ним на сцене. Почему?

Обсуждение

давно
Мастер-Эксперт
17387
18345
03.04.2010, 11:34
общий
это ответ
Здравствуйте, STASSY.

Вот что говорил Владимир Высоцкий в одном из своих выступлений:«У нас ведь экспериментальный театр, театр очень яркой формы и яркого зрелища, и у нас экспериментируют все, начиная от режиссера и актеров и кончая техническими цехами. Вот, например, у нас вместо обычного вот этого тряпичного занавеса, который движется туда-сюда, медленно иногда, у нас придумали световой занавес... Это 50 фонарей по переднему краю сцены направлены прямо в зал, немножко выше голов. И когда зажигается яркий свет, вот эти фонари все зажигаются, происходит такая сплошная завеса. Потому что ведь в театре много пыли. Свет с пылью. И прямо такая дымка. И в это время не видно, что мы делаем на сцене. Мы делаем чистые перемены, меняем костюмы... И еще это красивое зрелище: такие туманные лучи, необыкновенно красивые. Однажды приехала делегация японских актеров в театр, и они говорят: "Ну вот мы понимаем, что свет. Это понятно. Но скажите, пожалуйста, а где вы такой порошок берете?" Мы говорим: "Это очень трудно, это мы по блату достаем". Но потом директор приказал купить большой пылесос и все это дело пропылесосить».

Эффект светового занавеса основан на рассеянии света частицами пыли, которые всегда присутствуют в воздухе. Чем больше пыли – тем больше рассеяние. Рассеянный свет заполняет пространство и если его интенсивность достаточно велика, то другие световые лучи, в частности, от предметов, расположенных за световым занавесом, практически не воспринимаются из-за сравнительно малой интенсивности.

Надо полагать, при отсутствии пыли источник света достаточно большой интенсивности в темном помещении тоже будет ослеплять, и другие предметы видны не будут.

Действительно, вот что говорится в книге В. Базанова "Техника и технология сцены: "Световой занавес основан на засветке взвешенных в воздухе частиц. Из всех вариантов получения такого занавеса в основном используются два способа. Первый способ заключается в перекрытии сцены рядом лучей, направленных горизонтально с одной стороны на другую. Для этого по обеим сторонам портала монтируются вертикальные линии прожекторов типа «пистолет» и светопоглощающие кулисы из черного бархата, ликвидирующие нежелательные рефлективные засветки. Наибольшая плотность воздушной стены получается с боков, а в центре, где световой поток ослаблен, плотность занавеса резко падает. Этот недостаток особенно ощутим в сценах, имеющих широкий портал. В этих случаях позади светового потока часто опускают задник из черного бархата.

Второй способ заключается в устройстве прожекторной рампы. Узкие лучи пистолетов из щели, прорезанной в авансцене, под крутым углом направляются в потолок зрительного зала, окрашенного в черный цвет или перекрытого черным бархатом. Благодаря нижнему расположению источников света достигается большая непрозрачность, так как зона максимальной плотности проходит по всей ширине портала на высоте двух - трех метров. Выше, там, где лучи света ослабевают, занавес теряет свою плотность, но это уже не имеет большого значения, поскольку основной уровень, на котором происходят перестановки, полностью перекрыт.

Наибольшая результативность оптической изоляции сцены достигается засветкой зрительного зала сильными источниками света. Впервые этот способ был применен художником В. Дмитриевым в постановке оперы Д. Шостаковича «Нос» (Ленинградский Малый оперный театр, 1930). Однако этот способ создания занавеса в силу ряда эстетических причин не получил дальнейшего развития".

С уважением.
Об авторе:
Facta loquuntur.
Форма ответа